Выборы на Донбассе: РФ затеяла длительную шахматную партию за будущее Украины

Военный конфликт на Донбассе перешел в новую фазу. Отвод малокалиберного вооружения от линии разграничения накануне очередных переговоров в формате «нормандской четверки» в Париже ознаменовало начало длительного дипломатического периода в борьбе за восстановление территориальной целостности Украины.

Впрочем, принесет ли долгожданное затишье настоящий мир на Донбасс и вернет ли суверенитет - вопрос дискуссионный. Ведь впереди долгий путь выполнения Минских договоренностей, главным вопросом повестки дня которых станет проведение выборов на тех территориях Донецкой и Луганской областей, которые сейчас находятся не под контролем украинских властей.

После встречи лидеров «нормандской четверки» в Париже стало понятно, что Россия решила сыграть в длительную шахматную партию с остальным цивилизованным миром за будущее Украины. Начиная с 3 октября, главные бои на Донбассе будут происходить за возможность в сжатые сроки легитимизировать новую власть, которая должна представлять интересы жителей региона. Именно от исхода выборов на Донбассе будет зависеть дальнейшая судьба региона, возможность восстановления суверенитета и формат дальнейшего существования государства Украина. Поэтому в последующие месяцы главные баталии развернутся на внутреннем политическом фронте при норме нового избирательного закона, по которому будут проводить волеизъявление на Донбассе.

В предвкушении выборов

Проведение выборов на Донбассе предусмотрено пунктами Минских договоренностей еще в начале этого года. На этот раз в Париже лидеры «нормандской четверки» в очередной раз подтвердили, что они должны состояться по украинскому законодательству. По словам одного из участников «нормандской четверки» французского президента Франсуа Олланда, подготовка к выборам займет больше времени, чем это было предусмотрено в Минских договоренностях. «Нужно время для организации проведения местных выборов, поэтому они пройдут позже, чем дата, которая предусмотрена для выполнения Минских договоренностей, - 31 декабря 2015 года», - отметил французский президент. К тому же, он добавил, что особый статус для Донбасса, предусмотренный в изменениях в украинской Конституции, будет применен уже в день выборов (сначала на временной, а затем и на постоянной основе) после того, как результаты выборов будут подтверждены международными организациями. Еще более интригующей ремаркой из уст Франсуа Олланда прозвучало заявление по поводу того, что «закон о выборах должен соответствовать критериям ОБСЕ и быть проработан в трехсторонней контактной группе». То есть, так или иначе - согласован со стороной руководства сепаратистских республик.

Как известно, главари непризнанных «ДНР» и «ЛНР» уже запланировали дату проведения местных выборов на Донбассе по своим правилам на 18 октября и 1 ноября этого года. После решения об отводе вооружения следующим сигналом от России и подконтрольных ей сепаратистов, который покажет серьезность намерений по выполнению ими Минских договоренностей, будет отмена даты этих выборов. О существовании таких договоренностей на высшем уровне подтвердил украинский Президент Петр Порошенко. «Вторая важная тема, которую мы обсудили - это абсолютно твердая и четкая поддержка участниками ответа на поднятый мной вопрос о недопустимости проведения «фейковых» выборов 18 октября и 1 ноября. Диалог должен происходить с законно избранными представителями Донбасса. Ведь сейчас эти люди (руководство «ДНР» и «ЛНР») не представляеют Донбасс. Путин пообещал приложить все усилия, и проинформировать нас не позднее вторника (6 октября 2015 года – Ред.) о том, что это решение будет принято, а не будет принято - будет ответственность», - заявил Президент после переговоров в Париже.

Еще один неоднозначный пункт - возможность участия в выборах амнистированных сепаратистов. Речь идет, конечно, не о тех наемниках, которые погибали в боях на стороне так называемых «ДНР-ЛНР», а о признании политическими субъектами тех марионеток, которых Кремль использует в качестве своих политических представителей на Донбассе. Во время встречи в Париже президент Франции Олланд подчеркнул такое требование как одно из ключевых для проведения выборов на Донбассе. «Всем кандидатам должен быть предоставлен иммунитет на время выборов», - сказал он. Если брать тонкости формулировок, то речь идет не об амнистии, а об иммунитете - значит, этим могут воспользоваться как пророссийские силы, так и проукраински настроенные политические партии. Кроме того, Петр Порошенко не единожды подчеркивал, что дарить амнистию преступникам с украинской стороны никто не собирается. Однако, интересен тот факт, что закон об амнистии, который приняли еще в прошлом году в Верховной Раде, был несколько раз трансформирован и это еще одно доказательство того, что главарям сепаратистов могут дать возможность участвовать в предстоящих выборах.

«Зрада» или «Перемога»?

Ключевая опасность проведения любых выборов на Донбассе - это голосование местных избирателей. Информационная пропаганда со стороны России и террористов сделала свое дело, и найти на оккупированной территории сторонников украинской государственности будет очень не просто. Политическим партиям придется работать с чистого листа. Об этом хорошо знают в России: убедить граждан на оккупированной ныне части Донбасса в необходимости отдать голос за любую украинскую партию всего за несколько месяцев предвыборной кампании будет просто невозможно.

В этом контексте очень интересным может показаться дискуссия о создании новых условий путем принятия нового избирательного законодательства. Прописать закон, который бы полностью отвечал украинским интересам - будет невозможно. Помехой для этого станут необходимость консультаций с пророссийскими сепаратистами, а также внутренние политические игроки. Можно с уверенностью утверждать: каждый из них будет стремиться использовать ситуацию в свою пользу. По мнению диретора «Международного института демократий» Сергея Тарана, дискуссия будет продолжаться и в целях наилучшего позиционирования проукраинского вектора на временно оккупированных территориях, и с целью всячески препятствовать процессу реинтеграции Донбасса. «Фейковых» выборов не будет. А будет очень сложный процесс принятия законов, которые бы позволили провести выборы на отдельных территориях по украинским законам. Депутаты туда смогут вписать любые условия, которые облегчат процесс реинтеграции оккупированных территорий и усложнят жизнь российским «гоблинам», – отметил Таран.

Вариантов несколько. Во-первых, никто не сбрасывает со счетов сильные позиции в восточном регионе «Оппозиционного блока». На помощь обязательно придут бизнес-интересы и авторитет Рината Ахметова. Каким бы ни был закон о выборах, именно «Оппозиционный блок» может стать «проводником» для бывших главарей сепаратистского движения в большую украинскую политику. Во-вторых, свои дивиденды на уступках за голосование за новый закон о выборах на Донбассе захотят получить и все партнеры по коалиции. А это - гарантированно длительная политическая грызня с непредсказуемыми последствиями. Ими могут стать и нестандартные решения по переформатированию правительства, и досрочные парламентские выборы, и усиление диктаторских тенденций со стороны Президента и его команды. Ведь, как бы там ни было, коалиция - это слишком шаткая конструкция, основным гарантом соблюдения договоренностей на высшем уровне был и остается Президент.

В-третьих, предпосылок для «измены» всегда хватало. Если говорить о выборах на Донбассе, то стоит их рассматривать и как шанс хотя бы попытаться дать возможность изменить мнение ментально пророссийски настроенной части граждан в отношении к Украине. Это настоящий вызов для политтехнологов, и средства в этой «войне за умы» людей могут быть разными. В конце концов, в избирательных правилах можно прописать норму об обязательном голосования переселенцев, о чем уже отмечал Петр Порошенко. Именно их голоса могут стать главным преимуществом в проукраинских позициях на все еще одурманенных российской пропагандой территориях оккупированной части Донбасса. В таком случае, вопрос о победе тех или иных политических партий может быть второстепенным - главное, чтобы это были проукраинские силы. Отдельным мощным оружием может стать настоящая экспансия украинских СМИ: речь идет не просто об пропагандистских рупорах, но и о качественной идентификации всего набора проблем, с которыми столкнулись жители Донбасса.

Ну и наконец, ключевым фактором, который поможет Украине восстановить свой суверенитет - это предложенная и воплощенная новая модель общественного договора. Суть его будет заключаться не только в проведении успешных реформ, но и в степени вовлеченности в их реализацию и самих жителей Донецкой и Луганской областей. Об этом не стоит забывать в процессе проведения любых изменений на этих территориях: патернализм и равнодушие - два основных недостатка, которые в итоге стали причинами тех негативных процессов, происходящих сейчас на Донбассе.

Нельзя забывать и о том, что никакие выборы на Донбассе не изменят планов Кремля в своей политике по отношению к Украине. Цель по-прежнему остается той же - вернуть Украину в орбиту геополитических интересов России. Украинская власть сейчас не скрывает своих сомнений в серьезности намерений России выполнять Минские договоренности. «Считаю, что Россия не желает выполнять Минские соглашения и делает все для того, чтобы затянуть процесс и выкупить время. Основная цель Российской Федерации - это не Донецк и Луганск, а вся Украина и возвращения Украины в сферу влияния России. Эта цель не изменилась», - заявил премьер-министр Арсений Яценюк, оценивая итоги договоренностей в Париже.

Остается только надеяться, что украинские политики, кроме Минских договоренностей, имеют еще и «план Б» касательно дальнейшего урегулирования конфликта на Донбассе.

Александр Радчук, специально для «Слово и Дело»

АКТУАЛЬНОЕ ВИДЕО