На периферии власти, или Политическая «регионализация» в действии

Местные выборы всегда были сложным технологическим проектом для любой политической силы. Причина проста: для похода в местные советы нужно знать специфику региона, города, села, района, в котором собираешься баллотироваться. Настоящих профессионалов мало, а опытных политиков, которые имеют авторитет и пользуются уважением среди местных жителей - единицы. Поэтому единственный выход для партий – создавать собственный кадровый резерв, готовить политических лидеров «с нуля».

Впрочем, большинство партий создавались и создаются как политические бренды, а не как горизонтально и вертикально интегрированные структуры. Поэтому и подбор кандидатов на местных выборах происходит по другой схеме: не партия формирует список, а список – партию.

В таком контексте одной из самых интересных технологических идей для выборов являются разнообразные объединения региональных лидеров под зонтиком нового политического бренда. Еще более соблазнительно выглядела задумка объединить влиятельных руководителей городов в едином политическом проекте – такая себе «партия мэров». На подобную схему обратили внимание в Администрации Президента, где ближе к выборам всерьез задумались над созданием ряда политических проектов в тех регионах, где поддержка пропрезидентской политической силы «БПП» с самого начала была низкой – речь идет о юго-восточных областях Украины. Решение не заставило себя долго ждать: на политическом горизонте появился новый партийный проект.

Операция «Наш край»

На самом деле идея по созданию «региональной» партии под местные выборы не нова. После партийного бума в конце 1990-х, когда региональным лидерам и местным политическим силам люди доверяли больше, в 2000-х пришла эра больших «партийных брендов». Попытка вернуть моду на «регионализацию» партийной жизни политтехнологи совершили накануне местных выборов в 2010 году. Самым удачным проектом тогда стала партия «Ридне мисто», которая до сих пор кое-где еще имеет своих представителей в местных советах и среди мэров городов.

В этом году перед Банковой возникла новая проблема: как найти сторонников среди избирателей юго-восточных регионов, не имея серьезной поддержки и собственной мощной партийной структуры на местах? Ситуация осложнилась и тем, что найти среди местных политиков рейтинговых кандидатов, которые не имели общего прошлого с предыдущей властью и не входили бы в Партию регионов, было почти невозможно.

Если не можешь достичь высокого результата сам, создай проблемы своему конкуренту: основным противником провластных политических сил в юго-восточных регионах является «Оппозиционный блок». Один из самых старых приемов – создать партийный бренд с похожим набором месседжей, что и у оппонентов. К тому же, лояльных к власти кадров экс-«регионалов» хоть пруд пруди. Парадокс заключается в том, что ни для бывших региональных лидеров «Партии регионов», ни для пропрезидентской политической силы возможный временный альянс не принес бы желаемой синергии и дополнительных электоральных баллов. Для «БПП» это имиджевые потери, а для бывших «регионалов», которые готовы принять участие в политическом процессе, «очистившись» от предыдущих связей, подобные мезальянсы с нынешней властью стоили бы потери авторитета среди местных жителей.

Именно поэтому при полной поддержке власти было найдено альтернативное решение: на билбордах и ситилайтах с месседжем «Украина начинается с родного края» к жителям всех областных центров и крупных городов обратилась команда политической партии «Наш край». Согласно данным Государственной регистрационной службы, председателем партии является бывший «регионал», а ныне член депутатской группы «Видродження», нардеп-мажоритарщик Антон Киссе. Впрочем, за последние несколько месяцев в партии решили изменить принципы руководства и вместо одного головы у нее появились сразу 5 сопредседателей. Все они – бывшие мэры городов или региональные лидеры в юго-восточных областях, которые ранее активно работали в «Партии регионов» и действовали в фарватере предыдущей власти: нардеп Александр Фельдман, бывший нардеп Сергей Кальцев, мэр Николаева Юрий Гранатуров, бывший заместитель председателя КГГА Александр Мазурчак.

К команде «Нашего края» примкнули и другие бывшие политики-«регионалы». Среди них – экс-мэры Житомира и Херсона Владимир Дебой и Владимир Сальдо, экс-нардеп Андрей Табалов, действующий мэр Чернигова Александр Соколов, бывший председатель КГГА и экс-нардеп Владимир Макеенко. Всего партия выдвинула более пяти тысяч кандидатов во всех регионах страны, а финансирование проекта также впечатляет: партия арендовала большое количество внешних носителей рекламы по всем областям, активно раздает агитационные материалы, продвигает свои кандидатов в местных СМИ. Похоже, такая активность партии получила поддержку на самом высоком уровне. А значит, ее работа будет координироваться с Банковой и после проведения местных выборов. К слову, в рядах партии уже насчитывается около 70-ти мэров городов и городков со всей Украины. Впрочем, трудно не заметить перевес именно среди городских голов юго-восточных регионов.

Рецепт успеха и возможные перспективы

У так называемых «партий-спойлеров» есть несколько задач. Во-первых, они отнимают голоса не только у политических оппонентов, но и у потенциальных союзников. Так, партия «Наш край» хорошо попасется на электоральных полях «Батькивщины», партии «Видродження» и «Радикальной партии Олега Ляшко». К такому выводу приводит анализ партийных месседжей: несмотря на то, что «Наш край» позиционирует себя как некая партия региональных лидеров, в ее программе есть те самые месседжи, которые предлагают избирателям и партии всеукраинского масштаба. Например, как и в «Батькивщине», в «Нашем крае» решили активно бороться за справедливое тарифообразование. При этом, партийцы не брезгуют откровенно популистскими заявлениями, откровенно направленных на то, чтобы понравиться избирателям. «Владельцы элитных квартир в центре города и жители старых «хрущевок» не должны платить одинаковую квартплату», – заявил один из сопредседателей партии, кандидат в мэры Харькова нардеп Александр Фельдман, добавив, что такие платежи должны быть диверсифицированы в зависимости от места проживания.

Во-вторых, они одновременно аккумулируют на себе как позитив, так и негатив, выполняя роль неких «подопытных мышей». После апробирования той или иной стратегии в конкретном регионе партией «Наш край», на Банковой могут использовать как отрицательный, так и положительный опыт от их действий и направить его на достижение других целей. Например, на поднятие рейтинга пропрезидентской политической силы, или на ослабление других конкурентов.

В-третьих, по большому счету, «партии-спойлеры» не являются серьезными политическими конкурентами партиям-тяжеловесам в будущем, ведь «раскрутка» бренда без идеологических устоев – это все тот же путь к быстрому политическому небытию. После выборов депутаты из фракций «Нашего края» в местных советах могут с легкостью пополнить ряды правящей партии, или стать их союзником в голосованиях. Успешность позиционирования и количество полученных мандатов на местных выборах – вот главная мера продолжительности жизни подобных политических проектов. Поэтому лучшая возможная перспектива для них в ближайшем будущем – продолжить свою работу в ожидании вероятных внеочередных парламентских выборов, чтобы снова пригодиться в большой политической игре.

Александр Радчук, специально для «Слово и Дело»

АКТУАЛЬНОЕ ВИДЕО