Украина наконец-то шагнула в электронное будущее. Уже сейчас более ста государственных услуг можно получить онлайн. «Слово и Дело» решило разобраться, что нового в сфере предоставления административных услуг, и что в Минюсте сделали с бюрократической «машиной» получения документов.
Электронные сервисы
Для начала стоит рассказать о том, что в Украине запустились некоторые электронные сервисы. На сайте Минюста существует «Кабинет электронных сервисов», через который можно получить информационную справку, подать заявление на получение госуслуги или проверить документы.
В частности, в онлайн-режиме можно получить справку либо проверить документы в госреестре права на недвижимое имущество и подать заявление на регистрацию имущественных прав. Можно также бесплатно подать запрос и получить выписку из Единого реестра физических лиц-предпринимателей и юрлиц, или же подать заявление на регистрацию. Существует и открытый доступ к списку всех общественных организаций, СМИ, а также полная база данных контактов субъектов полномочий власти – государственных исполнительных служб, областных, местных, районных администраций. Кроме того, украинцы имеют доступ и к электронному суду, а значит, и к единому реестру судебных решений.
Примечательно, что отныне гражданам не нужно ходить в ЗАГС для подачи заявления о бракосочетании. С помощью электронного кабинета можно подать заявление о регистрации брака, смене имени и фамилии, или расторжении брака. Кроме всего прочего, можно подать заявление о рождении или зарегистрировать факт смерти.
Минюст также предлагает украинцам заказать онлайн электронную подпись, следить за аукционами арестованного имущества и даже сервисы по приему и обращениям граждан для того, чтобы упростить общение с чиновниками.
Правительство через интернет
Существует и еще один сервис – iGov. С помощью этого портала уже сейчас можно получить доступ к административным услугам, не отходя от компьютера. Запустился сервис только в июне этого года, но уже работают около 100 онлайн-услуг, таких как оформление справок о несудимости, оформление заявления на субсидию онлайн. Также можно оформить регистрацию места жительства или пребывания и сняться с регистрации. Кроме того, можно заказать справку об участии в приватизации жилищного фонда, справку о пребывании на учете граждан, которым необходима поддержка государства по жилищным условиям, и даже зарегистрировать б/у авто в МРЭО. А в некоторых регионах доступна заявка-онлайн на получение загранпаспорта.
Для использования сервиса необходимо только зарегистрироваться. В случае заказа документов может пригодиться сертификат электронной цифровой подписи. А если говорить об оформлении субсидии онлайн, то нужно будет указать только контакты, реквизиты на оплату коммунальных услуг и сведения о доходах. Удобен сервис и тем, что все результаты запросов приходят на электронную почту, то есть, например, в случае с оформлением субсидии ЖКХ, проситель получит письмо с решением органов власти и указанным размером субсидии.
При этом, еще почти 450 админуслуг через интернет ожидают своей реализации. Совсем скоро через портал можно будет получить индивидуальный налоговый номер (ИНН), получить разрешение на внешнюю рекламу или получить лицензию на экспорт.
Очереди? Нет, не слышали
Упростили жизнь и тем, кто вынужден или любит простаивать очереди, пытаясь попасть в кабинеты органов исполнительной власти. Например, с 1 октября ни один государственный орган больше не может требовать справок с граждан Украины. Связано это с тем, что госорганы получили доступ к Единому реестру Министерства юстиции – тому самому, с которого и граждане могут заказать справки онлайн.
«С 1 октября 2015 года ни один государственный орган не вправе требовать справки, даже электронные. Потому что если они будут иметь бесплатный доступ к реестру, они смогут это сделать самостоятельно и получить эту информацию без того, чтобы каждый раз обращаться за выписками и справками. Это касается не только справок, но и, например, документов о рождении, браке и других», – заявила первый заместитель министра юстиции Украины Наталия Севостьянова.
Но так это сейчас работает только в теории. На практике же по состоянию на 30 сентября к имущественному реестру подключились не более трети центров предоставления административных услуг и лишь каждая десятая РГА в Украине. А к бизнес-реестру подключилось и того меньше – только 17% райгосадминистраций. Впрочем, в случае фактов требования справок в госорганах, необходимо сразу же сообщать на правительственную горячую линию. Ведь в Кабмине уже решили, что местные чиновники будут нести персональную ответственность за отказ следовать требованиям Минюста.
Анастасия Оратовская, специально для «Слово и Дело»