«Закрытое» небо: к чему приведут авиасанкции против России?

Недавно Совет по нацбезопасности Украины решил наложить санкции на ряд российских авиакомпаний. В пятницу, 25 сентября, правительство запретило российским авиакомпаниям полеты в Украину. Попали в санкционный список крупнейшие российские авиаперевозчики, в том числе «Аэрофлот», «Трансаэро» и «Сибирь». Запрет на полеты начнет действовать уже с 25 октября.

За Крым

На такой шаг украинская власть была вынуждена пойти из-за того, что российские авиакомпании продолжали летать, используя украинское небо, в оккупированный Крым. Еще в апреле 2014 года Европейская организация по безопасности аэронавигации «Евроконтроль» запретила полеты в Симферополь и Севастополь. Позже Госавиаслужба даже оштрафовала некоторых авиаперевозчиков из-за игнорирования запрета и нарушение воздушного пространства Украины. Поэтому из-за несоблюдения требований Совет нацбезопасности решил запретить летать российским авиакомпаниям.

Реакция российского правительства вполне ожидаемая: Минтранс приказал Федеральному агентству воздушного транспорта (Росавиации) направить авиакомпаниям Украины в качестве зеркальных санкций сообщение о прекращении использования воздушного пространства России с 25 октября 2015 года, а уже 29 сентября украинские авиаперевозчики получили письма о запрете.

Убытки на миллионы долларов

Запрет все же не шуточный. Еженедельно только «Аэрофлот» по маршруту Москва-Киев выполняет 35 рейсов, а еще более 20 авиаперевозок осуществляет «Трансаэро», и 14 рейсов у «Сибири». Но кроме Киева, Росавиация летает и в другие города Украины. Например, «Аэрофлот» выполняет более 20 рейсов в неделю в Одессу, «Трансаэро» и «Сибирь» летают туда по одному разу в неделю. Еще семь рейсов в неделю выполняет авиакомпания «Россия» по маршруту Санкт-Петербург–Киев. В общем, совокупное количество рейсов в Украину достигает почти полтысячи в месяц. Но из-за зеркальных санкций и украинские авиаперевозчики тоже не смогут летать в Россию. А это еще примерно 250 рейсов в месяц в разных городах Российской Федерации.

Премьер-министр Арсений Яценюк считает, что решение о закрытии воздушного пространства с украинской стороны было принято в ответ на российскую агрессию, поэтому зеркальные меры предосторожности, которые использовала Россия, беспочвенны. «Наши северные соседи начали безосновательно угрожать и вводить «меры» против украинских авиакомпаний. Хочу подчеркнуть: в международных отношениях ключевой принцип – это принцип взаимности. Если россияне думают, что они таким образом будут уничтожать наши авиакомпании, у них ничего не получится», – сказал глава украинского правительства.

Однако некоторые авиаперевозчики уже говорят о миллионных убытках и подорожании билетов. «Международные авиалинии Украины» сообщили, что из-за закрытия воздушного пространства и прекращения рейсов между РФ и Украиной на плечи каждого пассажира будет переведено примерно 2 доллара дополнительных затрат. В целом, ранее в МАУ отмечали, что прекращение полетов в Россию приведет к снижению доходов на 42 млн долл. в год. «Цифры, которые озвучивались ранее и варьировались от 35 млн долларов до 42 млн долларов, - это цифры недополученной МАУ прибыли от рейсов в РФ, без учета наших расходов. Если разделить эти убытки в 10 млн долл. на 5 млн пассажиров, перевозимых МАУ за год, условная «загрузка» на одного пассажира для компенсации этих расходов составит как минимум 2 долл. То есть закрытие воздушного сообщения между странами неизбежно приведет к удорожанию авиабилетов», – сказала корпоративный пресс-секретарь МАУ Евгения Сацкая и отметила, что хотя и убытки от санкций немалые, однако МАУ не считает их критическими для авиакомпании. Кроме перевозчиков, пострадают и аэропорты. Например, Борисполь не досчитается 300 тыс. пассажиров в год, а убытки «Аэроруха» составят примерно 150 млн долларов в год.

Однако с точки зрения украинских международных авиалиний российский запрет может оказаться даже стимулирующей. Например, более половины пассажиров рейсов в Москву едут транзитом в Европу и США. А это значит, что та же МАУ сможет перевозить больше людей до конечного пункта и зарабатывать гораздо больше денег.

Впрочем, и в России, и в Украине понимают, что запрет обойти нельзя. С помощью альтернативных авиахабов можно будет добраться и в Москву, и в Киев. Так, с целью полетов в Киев/Москву могут использоваться аэроперевозчики Беларуси, Турции, Молдовы, Польши и т. д. Однако все маршруты иностранных авиакомпаний рассчитаны на пересадки в Риге, Стамбуле, Кишиневе или Минске, а значит, будут занимать больше времени и стоить дороже.

Плохо всем

Эксперты говорят, что от санкций на воздушное пространство пострадают обе страны. С точки зрения абсолютных показателей больше пострадает Российская Федерация, но только потому, что выполняла три четверти от всех перевозок между Украиной и РФ. Поэтому решение Совета нацбезопасности с точки зрения экономики будет иметь негативные последствия.

«Российские авиакомпании перевозили больше пассажиров. Это около 70% от всех перевозок. Потому в этом смысле больше пострадают россияне, чем мы. Но нужно смотреть комплексно: за перевозку получают деньги не только авиакомпании, но и, например, аэропорты, а это не менее 10-15% прибыли. Следует отметить, что только в аэропорту «Борисполь» около 15% пассажиров с рейсов РФ, это более 1,5 миллиона пассажиров. Недополучит 150 млн долларов и «Аэрорух», который обслуживает перелеты», - отмечает в комментарии «Слову и Делу» главный редактор авиационного портала «Авиабаза» Богдан Долинце.

Поддерживает такое мнение и бывший заместитель министра инфраструктуры Александр Кава. По его словам, если говорить об удельном весе последствий в доходах, то от принятого решения больше пострадают украинские авиалинии. «Последствия абсолютно негативные, особенно для Украины, поскольку это приведет к уменьшению количества рабочих мест в аэропортах. Кроме того, Украина недополучит валютную выручку за такой вид деятельности. Поэтому можно сказать, что вводить эти санкции было абсолютно не нужно», – подытожил эксперт.

Анастасия Оратовская, специально для «Слово и Дело»

АКТУАЛЬНОЕ ВИДЕО