Коалиция упадка: на что способны «малые фракции» парламентского большинства?

Досрочные парламентские выборы 2014 года поставили точку в легитимизации новой власти, пришедшей на волне Революции Достоинства. Партии, попавшие в парламент и получившие свои фракции, долго договаривались о «правилах игры», в конечном итоге подписав коалиционное соглашение. Новое большинство сформировали целых 5 фракций: две крупнейшие из них – пропрезидентская «Блок Петра Порошенко» и «Народный фронт» – вместе имели более 200 голосов.

Однако на волне постреволюционных изменений и настроений в обществе в оппозиции оставаться не захотел никто, поэтому к переговорам присоединились и 3 меньшие фракции – «Самопомощи», «Батькивщины» и «Радикальной партии Олега Ляшко».

Вместе коалиция насчитывала 302 голоса – конституционное большинство, самый широкий и удобный формат для проведения любых преобразований в государстве. Никому не хотелось терять влияние на парламентские комитеты, кроме того, участие в коалиции в то время гарантировало удачное имиджевое позиционирование: общество ожидало изменений, поэтому где еще, как не в парламенте, их было начинать?

Уже в то время эксперты говорили о высокой вероятности возникновения противоречий внутри коалиционного большинства. Впрочем, сначала их удалось нейтрализовать тем, что стратегически «младшие партнеры» по коалиции не стремились приобщиться к реформаторским потугам правительства под руководством Арсения Яценюка, получив в новом Кабмине министерства, которые существенно не влияли на ход реформирования государства.

Дистанцировавшись от исполнительной власти, «малые фракции» начали активно работать в парламенте. Правда, учитывая широкий формат коалиционного большинства, споров относительно голосования за те или иные законодательные инициативы становилось все больше. А вот результативность сотрудничества – наоборот, спадала.

Сопротивление «президентскому диктату»

Начиная с 2015 года «малые» фракции пытались оказать несистемное сопротивление президентской политике. Среди экспертов особенно популярным стал тезис о «внутренней оппозиции» внутри самого большинства. Например, фракции «Самопомощи» и «Радикальной партии» не поддержали назначение генпрокурора Виктора Шокина, пытались саботировать отставку экс-главы СБУ Валентина Наливайченко. Тогда как нардепы от фракции «Батькивщины» не дали голосов за президентский закон о спецстатусе Донбасса.

Ситуация достигла апогея уже в конце августа – в день голосования за изменения в Конституцию относительно децентрализации, или предоставления «особого режима местного самоуправления» для Донецкой и Луганской областей. Уже 1 сентября из коалиции вышла «Радикальная партия». «Самопомощь» исключила из фракции 5-х нардепов, которые голосовали вопреки решению не поддерживать изменения в Конституцию. Воздержались от голосования и во фракции «Батькивщины».

Существенно повлияли на настроения участников парламентского большинства 2 основных аспекта:

близость местных выборов и необходимость поднятия рейтингов. Когда же, как не во время предвыборной кампании, заявлять решительное несогласие с действиями власти и критиковать политических партнеров?

растущее недовольство гражданами действиями правительственной команды в контексте реформирования страны. Как свидетельствуют результаты социологического опроса фонда «Демократические инициативы», почти половина украинцев недовольна ходом реформ и не верят в их успешность. Так, на вопрос «Как Вы оцениваете прогресс реформ и сколько было уже сделано из того, что в настоящее время власть уже должна была сделать?», 24,6% респондентов ответили, что сделано примерно 10%, по мнению 9,5% - сделано не более трети, 3,3% - сделано не более половины, 0,6% - большую часть нужных реформ уже сделано, 13,6% затруднились сказать. Подавляющее большинство украинцев не верят в успешность реформ, которые сейчас пытается осуществлять власть: 32,2% опрошенных имеют определенную надежду, однако в целом не верят в это, 30,3% совсем лишены такой веры. В свою очередь, только 4,8% - уверены в успехе реформ. Такие политические обстоятельства просто вынуждают «малые фракции» и их лидеров направить общественное разочарование на улучшение собственных рейтингов.

Фактически, пока единственной опорой Президента среди коалиционных союзников остается фракция «Народного фронта». Низкие рейтинги этой политсилы, а также задекларированная в коалиционном соглашении возможность до декабря 2015 года возглавлять Кабмин лидеру этой политической силы Арсению Яценюку, является двойной гарантией парламентской дружбы с пропрезидентской фракцией.

Впрочем, не все так просто. Дальнейший выход «Батькивщины» и «Самопомощи» из коалиции повлечет углубление парламентского кризиса, ведь тогда «БПП» и «НФ» едва хватает голосов для результативного голосования. Особенно острой в таких обстоятельствах остается вероятность досрочных парламентских выборов, которые могут серьезно изменить расстановку политических сил в стране.

Президент и премьер-министр, как и их соратники в парламенте, находятся под пристальным всевидящим взором партнеров с Запада. Поэтому теперь они больше всех заинтересованы в сохранении парламентского «единства», даже если это и будет выглядеть несколько искусственно. Так, председатель парламентской фракции «БПП» Юрий Луценко уже предложил нардепам из всех коалиционных фракций ради сохранения партнерских отношений до окончания местных выборов поработать в комитетах. «Или коалиция заработает, или парламент должен перейти в режим комитетов к выборам в местные советы. Выборы нельзя отменять, но делать Верховную Раду заложником чистой партийной пропаганды, чистых партийных временных позиционирований также нельзя», - справедливо отметил господин Луценко после неоднократных безуспешных попыток парламента удовлетворить заявление вице-премьер-министра Валерия Вощевского об увольнении по собственному желанию.

После демарша «радикалов» на прошлой неделе о своих принципиальных требованиях к партнерам по коалиции начали активно заявлять во фракции «Батькивщины». Сначала лидер фракции Юлия Тимошенко заявила о поддержке курса Президента, гарантировав не выходить из состава коалиции. Вместе с заключенной в России нардепом Надеждой Савченко фракция имеет в своем составе всего 19 парламентариев. Поэтому ее выход меньше всего ударил бы по позициям коалиции. Однако именно выход из парламентского большинства для самой «Батькивщины» может иметь хороший пиар-эффект, кроме того – еще больше приблизить вероятность роспуска парламента и назначения досрочных выборов в Верховную Раду. Всю пленарную неделю фракция под руководством Юлии Тимошенко не поддерживала законодательных инициатив своих партнеров, всячески используя трибуну парламента для распространения собственных партийных позиций. Нардепы объясняют такую позицию «Батькивщины» тем, что партнеры по коалиции игнорируют их требования по ряду принципиальных вопросов, например, снижению тарифов для населения, индексации зарплат и пенсий, принятия законопроектов по дерегуляции в АПК.

Коалиционная «диффузия»

Выходя из коалиции, лидер фракции «Радикальной партии» Олег Ляшко заявил о том, что главной причиной демарша стало совместное голосование за изменения в Конституцию пропрезидентской фракции «БПП», «Народного фронта» и «Оппозиционного блока». Правда, рецидивы такого сотрудничества бывших «регионалов» с провластным большинством случались и раньше: например, «Оппозиционный блок» в свое время поддержал назначение на должность Генпрокурора Виктора Шокина.

Вряд ли пропрезидентская команда пойдет на открытое сближение с «Оппозиционным блоком» – слишком большими могут быть репутационные потери для обоих политических игроков. Но перестраховаться на случай выхода «младших» партнеров по коалиции было бы неплохо.

Именно поэтому в парламенте уже фактически решена судьба депутатской группы «Воля народа». После трагической смерти ее главы – нардепа Игоря Еремеева – нардепы от «Воли народа» начали получать заманчивые предложения присоединиться к провластному коалиционному большинству. То ли ситуативными голосованиями, то ли войдя в состав фракции «БПП». Кроме того, в парламенте есть еще с полсотни внефракционных депутатов, которые могут пригодиться коалициантам.

Ключевая борьба в ближайшее время развернется за нардепов от фракции «Самопомощи». Именно ее выход будет последним критическим ударом по формату нынешней коалиции «Европейский выбор»: после этого самим провластным фракциям таки придется формировать новый состав большинства. Сможет ли прийти к общему знаменателю с властью команда «Самопомощи», согласившись, например, на предложение сформировать новое правительство? А может, Андрей Садовый с однопартийцами примут волевое решение пойти ва-банк, и впоследствии получить большую поддержку избирателей? Именно от результатов местных выборов в значительной степени и будет зависеть дальнейшая судьба с переформатированием коалиции и последствия для страны от ее возможного распада.

Александр Радчук, специально для «Слово и Дело»

АКТУАЛЬНОЕ ВИДЕО