Государственную фискальную службу снова ждет «покращення»

С момента формирования Государственной фискальной службы Украины прошло около полутора лет, но правительство Яценюка снова намеревается менять работу «фискалов». На этот раз Кабмин инициирует масштабную реформу ГФС. Ведомство хотят организовать по формату новосозданной Национальной полиции. «Слово и Дело» решило проанализировать, почему сборщиков налогов снова хотят реорганизовать.

Пятнадцать месяцев работы

В мае 2014 года Кабмин придумал, что делать с «монстром» времен Януковича – Министерством доходов и сборов. Александр Клименко, который возглавлял орган, называемый по-простонародному Минсдох, из страны сбежал, Майдан закончился, а фискалам все так же нужно было собирать налоги. Для урегулирования этого вопроса первым правительством Арсения Яценюка было принято решение создать Государственную фискальную службу. Объявили об этом в Кабмине 4 июня 2014 года. Новая служба, находящаяся в подчинении Министерства финансов, объединила в себе налоговую, таможню и службу финансовых расследований. Главой ГФС тогда назначили первого заместителя сбежавшего Клименко – Игоря Билоуса, а его замами – экс- руководителя Государственной таможенной службы Анатолия Макаренко и еще одного экс-заместителя министра доходов и сборов Владимира Хоменко.

Но не прошло и восьми месяцев работы, как руководство ГФС отстранили от работы. Премьер-министр Украины Арсений Яценюк заявил о начале служебного расследования в отношении Игоря Билоуса и его заместителей Анатолия Макаренко и Владимира Хоменко. «Если прочитать интервью реальных людей из бизнеса, то первые полгода ГФС начала так, как ожидали после Майдана, а второе полугодие – как всегда... Я принимаю решение о начале служебного расследования относительно деятельности высших должностных лиц ГФС: руководителя ГФС, заместителя начальника налоговой и заместителя начальника таможни. На время проведения служебного расследования правительство отстраняет руководство ГФС», – сообщил премьер и добавил, что в это время также будет действовать комиссия для расследования коррупционных фактов.

Не дожидаясь результатов коррупционного расследования и решений касаемо эффективности действующего руководства фискалов, Игорь Билоус и его заместители решили устраниться самостоятельно. В марте 2015 года глава ГФС подал в отставку, которую в Кабмине приняли. Но чиновник не ушел «в никуда»: его практически тут же назначили дальше руководить, теперь – Фондом госимущества. А на его место, путем конкурсного отбора, пришел другой человек Петра Порошенко – Роман Насиров, народный депутат и глава комитета парламента по вопросам налоговой и таможенной политики. Согласно решению правительства, заместителями председателя ГФС стали Константин Ликарчук (ответственный за таможню) и Сергей Билан (налоговая). Но, как оказалось впоследствии, подобные кадровые решения привели только… к бесконечной череде скандалов.

Коррупционные нарывы

Сразу же после начала работы новой команды в ГФС, между Романом Насировым и Константином Ликарчуком стали возникать конфликты. Так, Насиров попытался ограничить влияние Ликарчука на таможни. Постепенно главу таможенной службы лишили влияние на все таможни страны. В зоне ответственности Ликарчука остался только санаторий «Днепр» (и тот – в оккупированном Крыму).

А уже 4 сентября Роман Насиров и вовсе предложил Кабмину своего заметистеля. «Я уже подал от себя материалы, касающиеся его (Ликарчука – ред.) коррупционной деятельности, как я считаю, в правоохранительные органы и точно такие предложения об увольнении в Министерство финансов и Кабинет министров Украины», – сказал глава ГФС.

В Кабмине ходатайство председателя фискалов удовлетворили и Ликарчук своей должности лишился. Но уже на следующий день он обнародовал компромат против Насирова у себя в Facebook, что привело к новому витку скандала. Экс-замглавы ГФС, который и без того постоянно обвинял Насирова в узурпации власти и коррупции, рассказал о чартерных перелетах главы ГФС стоимостью в 50 тысяч евро, а также о незадекларированной чиновником квартире в Лондоне. В опубликованной выписке из реестра, в 2007 году человек по фамилии Роман Насиров взял в лизинг на 125 лет квартиру в Лондоне. Общая сумма выплаты по лизингу составляет 96 тыс. 250 фунтов. В декларации главы ГФС ничего об этой жилплощади не сказано. Еще через пару дней Ликарчук выложил копии документов, в которых утверждается, что Насиров якобы проходил по одному из уголовных производств за нанесение государству ущерба в сумме 20 млн грн.

Незадекларированная собственность у чиновника – грубое нарушение и даже уголовное преступление по законам Украины. Если заявление Ликарчука будет доказано, Насиров может даже на 2 года оказаться за решеткой.

Реакция правительства

В Кабинете министров пообещали с ситуацией разобраться. Расследование решил провести Минфин. «Все обвинения – любые, которые идут, будем по формальным процедурам все рассматривать. Не беспокойтесь, я вам обещаю», – заявила Наталия Яресько. А Арсений Яценюк пошел дальше и решил провести расследования еще и в регионах. «Правительство решило провести расследование по всем фактам, которые были в СМИ о деятельности как руководства ГФС, так и руководства службы на местах», – сказал премьер-министр.

«Могу четко заявить, что простая смена руководства не меняет работы ни Фискальной службы, ни таможни, ни любой государственной службы… Их хватает только на несколько месяцев… Должна быть полностью утверждена новая структура Фискальной службы. Всех вывести за штат. Набор на руководителя области, района – как Фискальной службы, так и таможни, так и – пока – налоговой милиции, которая должна быть ликвидирована – в таком же формате, в каком набор осуществляется на Национальную полицию. Тесты, прозрачный конкурс», – рассказал о предстоящей реформе Яценюк.

Возникает вопрос: а что изначально мешало Яценюку сделать честный и прозрачный конкурс на руководящие должности в ГФС? Тем более, что каждое переформатирование ведомства влетает украинцам в копеечку.

Сейчас же понятно одно: вторая по счету команда за год в руководстве Государственной фискальной службы не справляется с поставленными задачами. По слухам, совсем скоро Насиров лишится своей должности. Возможно, уйдет, как и его соратник и предшественник Игорь Билоус... До окончания служебного расследования – и на другой лакомый участок, вроде Фонда госимущества. А пока в кулуарах поговаривают, что третьей попыткой Президента назначить руководителя ГФС станет преемница Насирова на должности главы комитета налоговой и таможенной политики Нина Южанина.

Анастасия Оратовская, специально для «Слово и Дело».

АКТУАЛЬНОЕ ВИДЕО