Рынок политических проектов не перестает удивлять своим разнообразием. Запрос на популизм формирует спрос, а значит, всегда есть соответствующее предложение. Интересным трендом нынешней предвыборной кампании на местных выборах является появление новых региональных политических проектов. Особенно четко активность амбициозных политиков проявляется в крупных городах.
Киев не стал исключением. Многомиллионная столица - это просто клондайк голосов избирателей, особенно если четко и заранее выделить целевые категории граждан и упорно с ними поработать накануне избирательной кампании. Подобным образом в свое время поступил малоизвестный бизнесмен Леонид Черновецкий. Активно работая с определенными категориями столичного избирателя с начала 2000-х, уже в 2006 году он одержал победу на выборах мэра Киева. А став в 2008 году мэром второй раз, его узнаваемость выросла до масштабов общенационального масштаба.
Лавры господина Черновецкого не дают покоя амбициозным бизнесменам, которые уже достигли определенных успехов в своем деле и хотят большего - попасть на политический олимп. Особенно обостряется политический авантюризм накануне выборов. Сейчас активно в предвыборную мэрскую кампанию в столице включился кандидат от партии «УКРОП» Геннадий Корбан. Немного раньше – внефракционный нардеп Борислав Береза. Имеет мэрские амбиции и уволенный с должности министра экологии «меритократ» Игорь Шевченко. Но громче всех о своих политических амбициях заявил загадочный лидер партии «Рух за реформы» Сергей Думчев, лицо которого на столичной наружной рекламе начало настойчиво появляться еще весной.
Акцент на узнаваемость
Безусловно, активная рекламная кампания на наружных носителях - это первый шаг для агрессивного поднятия собственной узнаваемости на достаточный уровень. Главная задача на этом этапе - не останавливаться с масштабностью. Так, партия «Рух за реформы» организовала одну из крупнейших сетей агитационных палаток (около 300 по городу), раздавала многотысячными тиражами газету «Киевский носорог», арендовала значительное количество внешних рекламных носителей для распространения своих месседжей.
На прошлой неделе политическая партия «Рух за реформы» провела масштабный по размаху съезд в «Дворце Украина», где выдвинула своих кандидатов в Киевсовет. «Наша партия объединила десятки и сотни киевлян, которые не планировали и не участвовали в политике. Однако сегодня они уже не могут смотреть на город, в котором очень некомфортно жить», - заявил господин Думчев во время партийного съезда.
На мероприятие пригласили около 3 тысяч делегатов, а сам съезд в партии называют не иначе как «конгресс». Склонность к символам, позаимствованным из западной политической традиции, очевидно, должна стать одной из изюминок партии. Главной эмблемой партия избрала окрашенного пополам в синий и желтый цвета носорога с тремя «звездочками». Последние встречаются в элементах партийной символики республиканской партии США. А вот само изображение африканского животного еще с 1963 года является главным символом канадской Партии Носорогов, которая является, по сути, маргинальной политической силой с характерным уклоном на эпатаж. Так, канадские «носороги» в случае прихода к власти обещают отменить закон гравитации, уменьшить высоту гор, чтобы жители определенных регионов Канады могли чаще созерцать закат, присоединить территории США к Канаде и другие подобные инициативы.
Подобную риторику, основанную на популистских лозунгах, выбрали и в «Рухе за реформы». «Убрать лишних. Наказать виновных», - лаконично говорится в двух главных предвыборных тезисах лидера партии Сергея Думчева, изображенных на билбордах. Похоже, тяготение к походу в большую политику присуща всем банкирам. Как и господин Черновецкий, Сергей Думчев свой капитал заработал в банковской сфере. Последнее место работы господина Думчева - председатель наблюдательного совета банка «Премиум». По информации СМИ, он контролирует еще один банк - «Классик». Оба учреждения тесно сотрудничали с представителями так называемого клана «Семьи», который фактически создал старший сын экс-президента Украины Александр Янукович. Впервые сыграть в большую политику Сергей Думчев задумал в составе команды Сергея Тигипко, который после краха «Партии регионов» возродил свою партию «Сильная Украина» для похода в парламент на внеочередных выборах 2014 года. Господин Думчев занял 20-ю позицию в партийном списке. Впрочем, партия так и не сумела преодолеть избирательный барьер.
В погоне за «реформами»?
Главный акцент в своей избирательной кампании «Рух за реформы» делает на сокрушительной критике действий нынешней киевской власти. Особенно острой является критика в адрес мэра Виталия Кличко.
Другой составляющей кампании являются многочисленные обещания значительно улучшить уровень жизни столичных жителей, проведя ряд знаковых реформ во всех сферах. «Благодаря программе партии «Рух за реформы» дороги и лифты будут отремонтированы, транспорт - полностью обновлен, а бюджет города увеличится втрое. Все это позволит Киеву вернуть свой прежний вид, а киевляне снова смогут гордиться своим городом», - заявил во время партийного конгресса Сергей Думчев. На партийной странице в Facebook лидер партии раздает советы, как снизить стоимость тарифов, как бороться с коррупцией, как решить экологические и коммунальные проблемы столицы. «Настоящему мэру достаточно одного года, чтобы навести порядок», - обращается к киевлянам господин Думчев с многочисленных билбордов. Впрочем, не уточняет, кто именно является этим «настоящим мэром», ведь сам он никогда подобных должностей не занимал.
Примерно оценивая все расходы команды партии «Рух за реформы» на размещение наружной рекламы и имиджевых материалов в СМИ, количество раздаточных материалов, расходы на печать партийной газеты, агитаторов, смета подобной избирательной кампании впечатляет. Очевидно, спонсоров у подобного проекта может биты несколько. Кроме собственного капитала и денег партнеров по бизнесу, стремительную кампанию партии могут спонсировать люди, близкие к нардепу, сопредседателю депутатской группы «Видродження» Виктора Бондаря. Нынешняя газета под названием «Рух за реформы», по информации СМИ, создана на базе партийной газеты «Видродження» – партии, которой руководит Бондарь. Сегодня «Видродження» идет на местные выборы в фарватере интересов бизнесмена Игоря Коломойского и его партии «УКРОП», которая сейчас воюет за симпатии избирателей с пропрезидентской командой.
Правда, за масштабной рекламной кампанией «Руха за реформы» может скрываться желание организаторов проекта банально обменять голоса избирателей за определенное вознаграждение. Подобные предложения, по информации журналистов «Слова и дела», уже предлагались жителям столичного района Оболонь. Интересный вопрос: для чего молодым «носорогам» так серьезно вкладывать средства в свою кампанию, мощно развивая новый партийный проект? Надеяться на серьезный результат команде господина Думчева не приходится, однако «Рух за реформы» уже сейчас уверенно преодолевает 5% избирательный барьер. Согласно данным социологических исследований, проведенных центром «Социальный мониторинг» и Украинским институтом социальных исследований им. Яременко, партия еще летом имела 7,2% поддержки киевлян. Достичь такого эффекта удалось всего за 2 месяца активной рекламной кампании. Это еще один наглядный симптом прочности популистских идей. Даже среди образованных и более благополучных по сравнению с жителями других регионов Украины киевлян.
Александр Радчук, специально для «Слово и Дело»