Еще никогда за годы независимости украинское общество не было так близко к идее легализации короткоствольного огнестрельного оружия. Еще в декабре 2014 года и в феврале 2015 года сразу 2 авторских коллектива народных депутатов зарегистрировали в Верховной Раде законопроекты №1135 «Об огнестрельном оружии гражданского назначения» и альтернативный №1135-1 «Об огнестрельном оружии гражданского назначения». Пока ни один из них даже не был внесен на рассмотрение парламента. Общественность активно поддерживает законопроект №1135-1, инициаторами которого являются нардепы-«свободовцы» и «радикалы».
О неравнодушии общества к данной проблеме свидетельствуют и рекордно быстрые темпы поддержки гражданами электронной петиции «Законодательно утвердить право граждан Украины на защиту» на сайте Президента Украины. За 10 дней петицию поддержали более 35 тысяч граждан, тогда как для направления на рассмотрение Президенту было бы достаточно и 25 тысяч подписантов.
Согласно тексту электронной петиции, предлагается внести изменения в ст. 27 Конституции Украины, дополнив ее частью 4-й следующего содержания: «Каждый гражданин Украины имеет право на свободное владение огнестрельным оружием для защиты своей жизни и здоровья, жилья и собственности, жизни и здоровья других людей, конституционных прав и свобод в случае узурпации власти, посягательств на конституционный строй, суверенитет и территориальную целостность Украины. Реализация права на свободное владение огнестрельным оружием регулируется соответствующим законом и может быть ограничена лишь по решению суда касательно каждой отдельной личности».
Пойдут ли на такой шаг Президент и парламент - вопрос времени. Ведь в дальнейшем игнорировать требования общества, просто пряча голову в песок, уже не удастся. 4 сентября заместитель главы Администрации Президента Дмитрий Шимкив уже сообщил, что Петр Порошенко отреагирует на петицию касательно свободного владения украинцами огнестрельным оружием в течение 10 рабочих дней. Ждать осталось недолго - уже в начале следующей недели Президент должен объявить свой вердикт по данному вопросу.
Традиционные «за» и «против»
Дискуссии по поводу того, предоставлять ли право на свободное владение огнестрельным оружием гражданам независимой Украины продолжаются с середины 90-х годов. Противники легализации справедливо замечают, что легально оформить огнестрельное оружие украинцы могут и без соответствующего закона - для этого нужно пройти длительную процедуру, которая предусматривает согласование ряда вопросов с правоохранительными органами, прохождение психиатрической экспертизы, необходимо доказать отсутствие проблем с законом. Однако в случае успешного завершения сбора всех документов и справок, гражданин может получить разрешение на владение длинноствольным огнестрельным оружием - ружьем, карабином. Держать такое оружие по всем правилам возле себя в целях самозащиты крайне неудобно, к тому же неэффективно.
Кроме того, традиционно противники легализации короткоствольного огнестрельного оружия указывают на неготовность украинского гражданина защищать самого себя. Мол, такой шаг вызовет хаос на улицах, постоянную стрельбу с трагическими последствиями, возрастет количество самоубийств из-за неосторожного обращения с оружием.
Сторонники легализации приводят другие аргументы: во-первых, злоумышленники и так могут иметь при себе нелегальное оружие, во-вторых, правоохранители не всегда эффективно и своевременно могут защитить гражданина от преступника, в-третьих, владение оружием - скорее профилактическое мероприятие с целью предупреждения преступных действий, ведь в таком случае злоумышленник может остерегаться защитных действий жертвы нападения. Кроме того, психологи уже не раз на практике доказывали тезис: если человек хочет осуществить бытовое преступление, то он для этого использует любое подручное средство, будь-то столовый нож, кирпич, молоток, топор. Поэтому опасаться того, что в случае легализации огнестрельного оружия гражданского назначения увеличится количество преступлений на бытовой почве - бессмысленно.
Эксперты в своих оценках предостерегают: сейчас черный рынок огнестрельного оружия разросся до невиданных масштабов, и государству было бы гораздо выгоднее легализовать данный процесс. К тому же, возможно создать условия, при которых владение легальным огнестрельным короткоствольным оружием станет не просто основой для самозащиты населения, но и прототипом создания настоящего народного ополчения в случае возникновения национальных угроз. Наконец, оформленное надлежащим образом оружие государству значительно легче контролировать, чем незарегистрированное. «Складывается ситуация, когда люди считают, что любой гражданин страны имеет право на владение оружием. На самом деле, это фальсификация и искажения. Сегодня оружие находится у тех, кто не имеет права им владеть. Речь идет о криминалитете. Человек, который имеет конституционное право на защиту, не может адекватно отвечать бандиту с оружием. Именно нормирование владения оружием является главной целью принятия такого закона. Люди имеют право, пройдя все процедуры допуска к владению оружием. Речь идет о психологических моментах, истории этого человека в его отношениях с законом», – рассказал в комментарии «Слову и Делу» политолог Валерий Дымов.
Так существуют ли «палки в колесах»?
Однако есть и другая сторона медали. По мнению экспертов, весь информационный шум с темой о легализации огнестрельного оружия может быть выгоден его производителям. Например, кроме существования соответствующей поправки в Конституции, в США действует мощное лобби производителей оружия, которым просто выгодно иметь огромный внутренний рынок для сбыта своей продукции.
Аналогично и в Украине: на волне милитаризации, производителям оружия может быть выгодно принятие соответствующего закона, который в итоге позволит гражданам легально приобретать короткоствольное оружие. В Украине насчитывается около 90 фирм-производителей оружия и комплектующих к нему. Потенциальных покупателей такого товара в Украине - около 15 миллионов человек, пока что легально владеют оружием не более 3-х. Конечно, речь идет о миллиардах гривен доходов. «Это выгодно тем, кто торгует оружием. Именно они являются главными лоббистами. Я просто знаю, участвовал в этих общих собраниях с представителями ассоциаций - за всеми этими общественными организациями, за всеми этими кампаниями по продвижению свободной продажи оружия стоят, конечно же, те, кто торгует оружием. Это огромный потенциальный рынок, они активно продвигают идею (указывают на Молдову, некоторые другие страны) и опираются на частичную поддержку общественности», - считает политолог, директор Центра политических исследований «Пента» Владимир Фесенко.
Впрочем, вопрос легализации короткоствольного оружия уже не удастся спустить на тормозах. Очевидно, противники легализации оружия - а это могут быть частные охранные фирмы, которые тесно взаимосвязаны с бывшими и нынешними представителями органов внутренних дел - боятся за свой бизнес, предчувствуя снижение уровня доходов. Подумаем логически: после легализации оружия на рынке появятся профессионалы-одиночки, или еще большее количество небольших охранных агентств, способных предоставить услуги по охране. Исчезнет монополия нынешних частных охранных фирм, а значит, в этом направлении произойдут изменения. Очевидно, именно в этом и кроется главная причина задержки с принятием цивилизованного законодательства, которое позволит гражданам хотя бы попытаться реализовать свое конституционное право на защиту.
Александр Радчук, специально для «Слово и Дело»