Кто заинтересован в продаже украинской сельхозземли?

Тема земельной реформы в Украине неожиданно заглохла. Хотя именно вопрос снятия моратория с продажи сельскохозяйственной земли заставлял так долго волноваться многих украинцев. А если верить Администрации Президента, то разрешить распродажу украинских черноземов могут уже с 1 января 2016 года.

Так сказали в АП

Около полугода назад Президент Украины Петр Порошенко заявил, что Украина все-таки должна довести до конца мытарства под названием «Земельная реформа». «Мы наконец должны дать ответ на вопрос, что мы делаем с рынком земли, поскольку это политический вопрос и он должен быть решен, особенно учитывая необходимость привлечения дополнительных инвестиционных ресурсов».

Категоричность Главы государства объяснима: Украина пытается провести земельную реформу уже 24 года. За это время не смогли создать ни адекватного законодательства, ни сформировать точный земельный кадастр. К тому же, снятие моратория на продажу с/х земли – одно из требований МВФ, которое мы обязались выполнить.

Официальная позиция Администрации Президента следующая: создание рынка сельхозземли – одно из ключевых действий, которое необходимо совершить, наряду с реформой госслужбы и приватизацией госкомпаний. «Рынок земли должен появиться достаточно быстро. Мораторий может быть снят уже с 1 января 2016 года. Очень на это надеюсь. Понимаете, все разговоры о том, что нашу землю придет и всю кто-то купит... Земли в мире много. От России до Аргентины есть много мест, где землю можно купить совершенно свободно в больших количествах. В Украине не все понимают, что мы – лишь одни из игроков, у которых множество конкурентов на этом рынке», – отметил глава АП Борис Ложкин.

Свои, «родные»

Но если уж говорить начистоту, то дороги назад к государственной собственности земли уже не существует давно. Более 20 млн гектаров (из 40 млн га всего) уже находится под арендой агрохолдингов. Именно они получат право первоочередной покупки ранее арендованной ими земли. И часто конечные собственники этого бизнеса – иностранцы. При этом, пахотных земель в Украине чуть более 30 млн га, а значит, еще около 10 млн га находится в паях у крестьян.

Именно продажа паев иностранцам вызывает столько переживаний у украинцев. Один из самых распространенных мифов звучит так: «Иностранцы скупят наши земли и сделают украинцев рабами». Но, по сути, для большинства украинцев мало что изменится. И вот почему.

52 тыс. гектаров земли в Украине принадлежат датской компании Trigon Agri. 33 тыс. га – под контролем United Farmers Holding Company из Саудовской Аравии. AgroGeneration, обладатель 120 тыс. га земли в Украине, является частью французской корпорации, причем 62% акций находится в управлении инвестиционной компании из Техаса SigmaBleyzer.

Американскому пенсионному фонду NCH Capital принадлежат еще 450 тыс. га. Последние 10 лет компания арендовала небольшие участки сельскохозяйственных угодий (от двух до шести гектаров) по всей Украине, объединяя их в крупные фермы. Согласно заявлению генерального партнера NCH Capital Джорджа Рора, эти договоры аренды дают компании право выкупа арендуемых в настоящее время участков после отмены правительством Украины моратория на продажу земли.

Но главные «пахари» украинских земель – свои, «родные». В Украине действуют как минимум два предприятия с совместным украинско-иностранным капиталом, контролируемые отечественными олигархами – понятное дело, через офшорные зоны. К примеру, UkrLandFarming является крупнейшим арендатором украинских сельхозземель (645 тыс. га). 95% акций UkrLandFarming принадлежит украинскому аграрному магнату Олегу Бахматюку, собственнику уже неплатежеспособных «VAB Банка» и банка «Финансовые инициативы».

Другой миллиардер и, по совместительству, советник Президента Украины Юрий Косюк распоряжается 360 тыс. га крестьянской земли. Примечательно, что именно Косюк совместно с Бахматюком, по слухам, являются главными лоббистами отмены моратория на сельхозугодья. Как поговаривают в кулуарах, Косюк подмял под себя уже и Ветеринарную службу Украины – просчитанный ход для владельца Мироновской птицефабрики, чья продукция известна украинцам как «Наша Ряба».

Существуют в Верховной Раде и проамериканские лоббисты, которые отстаивают интересы частных компаний. Но главное влияние оказывают наши, собственные бизнесмены, которые годами вкладывают средства в парламентское и правительственное лобби.

Анастасия Оратовская, специально для «Слово и Дело».

АКТУАЛЬНОЕ ВИДЕО