В последние дни Евросоюз существенно изменил риторику относительно возможного решения конфликта на Донбассе. Если раньше представители ЕС придерживались четких позиций о необходимости безусловного выполнения всеми сторонами, которые подписали Минские соглашения, пунктов плана по мирному урегулированию конфликта, то сейчас позиция европейцев ослабла.
Ничего хорошего для Украины и ее суверенитета такие метаморфозы со стороны ЕС не принесут: если раньше европейцы демонстрировали безусловную поддержку намерений украинской власти мирно, соблюдая четкие правила, разрешить ситуацию на Донбассе, то сейчас пытаются повлиять на непреклонные дипломатические позиции Киева в пользу определенных уступок представителям непризнанных республик ДНР-ЛНР и России.
С дипломатической миссией «продегустировать» настроения украинских властей в Киев прибыл еврокомиссар по вопросам расширения и политики соседства Иоганнес Ган. Во время непубличных переговоров с народными депутатами и Президентом он якобы высказывал рекомендации украинской власти пойти на определенные уступки по выполнению Минских соглашений и предоставить Донбассу особый статус, не дожидаясь, пока боевики и РФ выполнят первые пункты Минских договоренностей.
Как известно, «комплекс мероприятий, направленный на имплементацию Минских договоренностей», или так называемые «Минские договоренности-2», подписанные участниками трехсторонней контактной группы по урегулированию конфликта на Донбассе в феврале 2015 года, предусматривают ряд мер, которые призваны прекратить конфликт и решить проблему статуса Донбасса в составе Украины. Документ состоит из 13 пунктов, которые должны быть выполнены поочередно. Сейчас украинская власть и наблюдатели отмечают, что боевики вот уже несколько месяцев в полной мере не выполняют первых пунктов договоренностей, а именно – прекращения огня и отвод всего тяжелого вооружения для создания зоны безопасности шириной в 50 км между двумя сторонами конфликта. До недавнего времени в ЕС придерживались мнения относительно обязательного пошагового выполнения требований Минских соглашений всеми сторонами, фиксируя прогресс со стороны украинской стороны и невыполнение пунктов со стороны боевиков. Впрочем, уже сейчас европейцы предложили украинским властям «перепрыгнуть» первые 10 пунктов соглашения и выполнить свои обязательства по пункту 11: «провести конституционную реформу в Украине со вступлением в силу до конца 2015 года новой Конституции, которая бы предусматривала в качестве ключевого элемента децентрализации (с учетом особенностей отдельных районов Донецкой и Луганской областей, согласованных с представителями этих районов), а также принятие постоянного законодательства об особом статусе отдельных районов Донецкой и Луганской областей».
О серьезности намерений европейцев повлиять на позицию украинской стороны о предоставлении особого статуса Донбасса без поочередного выполнения всеми сторонами других требований Минских договоренностей свидетельствует письмо с комментарием в адрес издания «Европейская правда». «ЕС осуждает нарушение соглашения, в том числе постоянные нарушения перемирия и использования тяжелого вооружения. Все стороны Минского соглашения декларируют свою приверженность Комплексу мер по выполнению соглашения, согласованного в феврале 2015 года, который устанавливает четкий путь и сроки осуществления шагов до конца 2015 года. Статья 11 Комплекса мер отмечает согласие (сторон) на проведение до конца 2015 года конституционной реформы в Украине, которая должна включать принятия постоянного законодательства об особом статусе отдельных районов Донецкой и Луганской областей», - говорится в комментарии. Правда, уже на следующий день, в комментариях украинским СМИ, представители ЕС подчеркивали свою официальную позицию касательно неизменности курса пошагового воплощения Минских соглашений.
Дальше - больше. Вчера Венецианская комиссия по просьбе украинской власти в кратчайшие сроки рассмотрела и в целом одобрила предложенные изменения в Конституцию относительно децентрализации. Правда, в предварительном заключении говорится о том, что окончательные, более детальные рекомендации по этим конституционным изменениям Венецианская комиссия утвердит и обнародует уже осенью, то есть на следующей пленарной сессии в октябре. Не акцентируя внимания на всем содержании рекомендаций Венецианской комиссии, следует подробнее остановиться на пункте 27.
В нем европейские эксперты в области конституционного права советуют оставить определенные законодательные «пробелы» в Основном законе касательно вопроса определения правового статуса административно-территориальных единиц, потому что... в противном случае, это не будет способствовать разрешению конфликта на Донбассе. Речь идет о полномочиях власти на местах и в этом вопросе европейцы предлагают украинским властям предоставить как можно больших полномочий новым административно-территориальным единицам. Фактически, в случае внесения таких изменений в Основной закон, украинская власть де-факто потеряет всякий контроль над действиями местной власти на территориях «с особым статусом». «В соответствии с предложенными поправками, статья 133 не оставляет возможности предоставить специальные условия для отдельных административно-территориальных единиц. Это кажется неудачным вариантом, поскольку будет невозможно адаптировать законодательство под специфику отдельных территорий без внесения изменений в Конституцию. Кроме того, предложенные поправки не создают конституционной основы для предложений, направленных на решение сегодняшнего конфликта в Украине», - говорится в рекомендациях ВК.
Более того, речь идет о том, чтобы в Конституции прописать норму, которая позволяла отдельным законам определять статус территориальных и административных образований и любых других образований в их пределах! «Венецианская комиссия полагает, что власть должна включить в часть первую положение о том, что «некоторые категории административных/территориальных единиц или специальные условия для них или в их пределах могут определяться законом». Эта формула, хотя и является нейтральной, несмотря на это сделает возможными в будущем правовые разработки в соответствии с Минскими соглашениями». Эксперты намекают, что таким образом в ЕС пытаются подтолкнуть Киев к четкому определению позиции о предоставлении особого статуса Донбассу. «Насколько известно, чтобы предоставить Донбассу особый статус, нужно подготовить целый ряд документов и законопроектов, которые будут регулировать не только отношения с Донбассом, но и с центральной украинской властью. Это не делается в течение одной минуты. Сообщение о предложениях ЕС предоставить Донбассу особый статус означает, что документы подготовлены. Если Киев готов к выразительной и четкой позиции, тогда и ЕС пойдет навстречу. Говорить о возможных последствиях рано, поскольку никто пока не видел документов», - считает директор исследовательских программ Международного информационно-аналитического центра «Россия-Украина» Александр Федута.
Быстро решить вопрос децентрализации в контексте конституционной реформы не удастся. Эксперты настаивают на тщательном рассмотрении таких изменений и их постепенном внедрении. Однако все больше выглядит так, что ЕС ищет способы как можно скорее решить конфликт на Донбассе в обход Минских договоренностей, а именно путем уступок украинской власти в вопросе введения процесса децентрализации и быстрого его конституционного оформления. Так или иначе, такая спешка может свидетельствовать либо об успешной дипломатической работе России, либо об окончательном провале формата мирных переговоров и желании ЕС любой ценой спасти их даже за счет уступок с украинской стороны. В любом случае, дальнейшая судьба процесса децентрализации и статуса Донбасса будет зависеть от устойчивости позиций украинской власти и от совместных усилий всех рядовых граждан в вопросе готовности любыми средствами и действиями защищать суверенитет своего государства.
Александр Радчук, специально для «Слово и Дело»