Несмотря на то, что значительная часть Луганской и Донецкой областей вот уже больше года находится в руках террористов, собственных представителей в парламенте по итогам досрочных парламентских выборов 2014 года эти регионы все же получили. Хотя вряд ли к большинству из них, в прямом смысле этого слова, можно использовать эпитет «представитель». Ведь для того, чтобы представлять интересы, следует хотя бы участвовать в голосованиях и выражать позицию собственных избирателей, с чем у некоторых луганских мажоритарщиков, как показали результаты мониторинга «Слова и Дела», большие проблемы. Но обо всем по порядку.
Так, по итогам досрочных выборов 2014 года в парламент от Луганщины были избраны сразу пять народных депутатов. И хотя четверо из них были самовыдвиженцами, пройдя в ВРУ, трое – Евгений Бакулин, Сергей Дунаев и Юлий Иоффе – сразу вступили во фракцию «Оппозиционного блока», а еще двое – Виталий Курило и Юрий Гарбуз – пошли в пропрезидентскую фракцию. Но если в случае последних есть хотя бы единичные попытки поддерживать ключевые для страны законы, то первые трое, по итогам рассмотрения более чем 100 законов ВРУ в течение первых 6 месяцев во втором чтении и в целом, откровенно их проигнорировали.
Например, Евгений Бакулин из 43 законов, которые в целом голосовали депутаты по экономическим вопросам, не голосовал 11 раз, а еще 27 – просто отсутствовал в сессионном зале. Не лучше ситуация и у его коллеги Юлия Иоффе, который проигнорировал собственным отсутствием рассмотрение более 30 проектов законов во втором чтении, среди которых – 10 в сфере социальной защиты. В 10 случаях нардеп не голосовал, а еще 8 раз был опять же отсутствующим в ходе рассмотрения во втором чтении и в целом законов в сфере обороны. Среди последних были и такие, которые должны были способствовать повышению уровня социальной защиты военнослужащих и их семей, надлежащему обеспечению армии. И это при том, что в программе вышеупомянутого Иоффе черным по белому написан пункт о необходимости принятия парламентом законов, направленных на повышение социальной безопасности и гарантий для наших граждан.
Однако наряду с вопросом безопасности и обороноспособности в обещаниях луганских нардепов наиболее определяющую роль играл вопрос восстановления восточных регионов.
Так, народный депутат Иоффе в своей предвыборной программе обещал подготовить законодательную базу для обеспечения возрождения Донбасса, стимулирование экономического роста региона и повышение конкурентоспособности его производителей. Ввести программу восстановления инфраструктуры городов востока Украины и назначить министра по вопросам мирного урегулирования и возрождения Донбасса декларировал среди собственных целей и нардеп Сергей Дунаев. Однако среди зарегистрированных в течение первых 6 месяцев работы парламента депутатом Дунаевым подобных законопроектов не было.
Также, учитывая современные украинские реалии и действия террористов в области, луганские мажоритарщики в своих предвыборных программах обещали добиться предоставления Донбассу специального статуса. По крайней мере, соответствующие заявления делал Юлий Иоффе. Однако, несмотря на это, нардеп вместе с другими депутатами от Луганщины так и не проголосовал за принятый Верховной Радой «Проект закона о внесении изменения в статью 10 Закона Украины «Об особом порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей».
Еще одним не менее важным аспектом реформирования и изменения ситуации в регионах, в том числе и на Луганщине, является процесс децентрализации власти, а также финансовая децентрализация регионов и общин. Осознавая эти процессы, луганские мажоритарщики во время предвыборной компании тоже давали различные обещания по этому поводу.
В частности, Сергей Дунаев обещал активизировать процесс децентрализации, а Юрий Гарбуз декларировал намерение добиться расширения полномочий органов местного самоуправления. Однако ни один из них за полугодовой срок работы народным депутатом Украины так и не смог подать в Верховную Раду законопроект о децентрализации. А во время голосования ВРУ во втором чтении и в целом за проект закона «Об основах государственной региональной политики», который стал беспрекословно важным шагом на пути реализации децентрализации в Украине, вышеупомянутый Дунаев отсутствовал. Юлий Иоффе и Евгений Бакулин не голосовали, а голоса поддержки «за» из луганских мажоритарщиков соответствующей инициативе дали только Юрий Гарбуз и Виталий Курило.
Небольшим энтузиазмом отличились луганские депутаты-мажоритарщики и в вопросах социальной политики, хотя в своей программе Юлий Иоффе, например, декларировал намерение добиться реализации программ социальной защиты населения. Похожее обещание давал и Юрий Гарбуз, который обещал добиться принятия новых социальных программ. Более того, на момент принятия парламентом проекта закона о внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины (относительно усовершенствования отдельных положений социальной политики) ни один из луганских парламентариев не поддержал соответствующую инициативу. Сергей Дунаев и Виталий Курило не голосовали, а Юлий Иоффе, Юрий Гарбуз и Евгений Бакулин вообще отсутствовали.
Хотя все же стоит отметить, что Бакулин, наряду с другими народными депутатами, среди которых и Сергей Дунаев, внес в Верховную Раду «Проект закона о внесении изменения в Закон Украины «О предотвращении финансовой катастрофы и создания предпосылок для экономического роста в Украине» (по восстановлению перерасчета пенсий и ее повышению до уровня увеличения заработной платы за предыдущий год с учетом уровня инфляции)». Однако 17 марта текущего года по нему было вручено представление Комитета об отклонении.
В целом же, по данным мониторинга текущих обещаний волонтерами «Слова и Дела», самым безответственным мажоритарщиком от Луганской области в настоящее время является Юлий Иоффе, который был народным депутатом Украины многих созывов (кроме V и VI), но не смог выполнить в течение всего этого периода более 10 собственных обещаний. В свою очередь, выполненными обещаниями пока никто из нардепов от Луганщины за последний период не отметился, а значительная часть их предвыборных и текущих обещаний так и продолжает оставаться на начальной стадии своей реализации.
Роман Кисленко, специально для «Слово и Дело»