Закарпатье является одним из немногих регионов Украины, который, несмотря на смену политических элит в целом по стране, за последние 10 лет ассоциируется исключительно с фамилией одной семьи – семьи Балог. Очередным подтверждением этому стали результаты досрочных парламентских выборов 2014 года, когда в трех из шести одномандатных избирательных округов Закарпатья победу одержали братья Балоги, а в четвертом – их двоюродный брат Василий Петевка.
Волонтеры системы народного контроля «Слово и Дело» решили проанализировать специфику голосований депутатов-мажоритарщиков, представляющих Закарпатья в парламенте в течение последних 6 месяцев.
Так, стоит напомнить, что народный депутат Украины Ивана Балога в своей предвыборной программе пообещал добиться сокращения численности силовых ведомств, а другой представитель региона, Михаил Ланьо, заявлял о намерении способствовать реформированию МВД. Однако за полгода работы в парламенте эти парламентарии так и не подали ни одного законопроекта, который хотя бы косвенно способствовал бы реализации вышеуказанных обещаний. Правда, когда Верховная Рада голосовала во втором чтении и в целом проект закона о реформировании органов внутренних дел, все закарпатские мажоритарщики поддержали соответствующую инициативу.
Но уже во время рассмотрения законопроекта о внесении изменений для обеспечения деятельности органов прокуратуры, парламентарии от Закарпатья такое же единодушие продемонстрировать не смогли: по неизвестным причинам не голосовал Виктор Балога.
Учитывая востребованность реализации в Украине лучших практик европейского опыта и проведения децентрализации, значительная часть закарпатских нардепов в своих предвыборных программах тоже декларировала обещания подобного направления. Так, народный депутат Украины Роберт Горват в своей предвыборной программе обещал способствовать реформе местного самоуправления. Его коллега Павел Балога декларировал намерение добиться полной ликвидации областных и районных государственных администраций. Однако, когда дело дошло до реализации этих обещаний, вышеуказанные нардепы своим правом законодательной инициативы как минимум не воспользовались. Результат мониторинга «Слова и Дела» показывает, что никаких законопроектов подобного плана от их имени в Верховной Раде за полгода зафиксировано так и не было.
Больше всех «отличился» Павел Балога: за этот период он вообще не смог подать в парламент ни одного законодательного документа. Более того, он даже не голосовал за предлагаемые другими депутатами проекты законов, ориентированных на решение соответствующих вопросов. В частности, при рассмотрении во втором чтении и в целом законопроекта о принципах государственной региональной политики Павел Балога, так же, как Иван Балога и Василий Петевка, вообще отсутствовал в сессионном зале.
Прогулы пленарных заседаний помешали им проголосовать и за другой важный закон – о добровольном объединении территориальных общин. При этом их коллеги и земляки Михаил Ланьо, Роберт Горват и Виктор Балога соответствующую инициативу все же поддержали.
Таким образом, по итогам 6 месяцев работы и голосований за законы в целом следует отметить, что практически все закарпатские нардепы часто не гнушаются практикой неголосование или отсутствия на заседаниях парламента при рассмотрении ключевых для страны законов. Больше всего такая тенденция прослеживается у Ивана Балоги, Василия Петевки, Михаила Ланьо и Павла Балоги. Самым ответственным в части голосований за проекты законов, которые принимались парламентом во втором чтении и в целом за последние полгода стал Роберт Горват.
Что же касается текущего состояния выполнения обещаний, то, по итогам мониторинга системы народного контроля «Слово и Дело», самыми безответственными нардепами Закарпатья сейчас являются Василий Петевка и Виктор Балога, в которых по 67% и 56% невыполненных обещаний соответственно. А наиболее ответственным оказался Иван Балога, рейтинг ответственности которого составляет 71%. Хотя в данном ключе следует отметить, что все вышеупомянутые политики большинство своих обещаний давали еще в течение прошлого созыва, а потому и статус выполнения или невыполнения им был присвоен еще до внеочередных парламентских выборов.
Роман Кисленко, специально для «Слово и Дело».