Последние данные социологических опросов, на днях опубликованные в СМИ, свидетельствуют о стремительной потере доверия граждан ко всем политическим силам и к самому процессу выборов в частности. Сейчас в голосовании готовы принять участие около 39% избирателей – это крайне низкая явка, свидетельствующая о разочаровании граждан событиями, которые происходят в стране. Больше всего «досталось» провластным партиям коалиции и особенно – «Народному фронту», лидер которой сейчас занимает должность премьер-министра страны.
Впрочем, не все так однозначно. Социологические исследования фиксируют рост популярности именно тех политических сил, которые, будучи в коалиции, с самого начала не слишком стремились приобщиться к работе в правительстве. Речь идет о «Радикальной партии Олега Ляшко» и о «Батькивщине» во главе с ее лидером Юлией Тимошенко. Особенно интересно наблюдать за стремительным ростом рейтингов самой Тимошенко: после лидирующей позиции действующего Президента Петра Порошенко с поддержкой в 32% респондентов, она уже занимает второе место: в случае проведения президентских выборов в ближайшее время, «леди Ю» готовы были бы поддержать около 17% опрошенных граждан.
Не отстают и рейтинги «Батькивщины»: они уже обогнали показатели «Радикальной партии», сравнялись с поддержкой «Самопомощи» и вплотную приблизились к лидеру рейтинга – «Блоку Петра Порошенко». Фактически на руководящую должность в правительстве по квоте «Батькивщины» в Кабмин был делегирован только Игорь Жданов, который на прошлых внеочередных выборах в парламент шел в избирательном списке партии под № 10. Министр экологии и природопользования Игорь Шевченко также вошел в правительственную команду якобы по квоте «Батькивщины», однако поговоривают, что его назначение лоббировали в Администрации Президента. В медийном поле эти два ведомства не являются ньюзмейкерами, а решение главных проблемных вопросов государства сейчас сосредоточено в других сферах.
Партия уже готовится к местным выборам. В регионах представители «Батькивщина» ищут новых партийцев и обновляют свои команды, ведь в 2013-2015 гг. позиции политической силы значительно пошатнулись, большая часть бывшей команды и соратников Юлии Владимировны ушли вместе с Арсением Яценюком и в его новый политический проект «Народный фронт». И пока пропремьерская и пропрезидентская команды пытаются проводить реформы, получая взамен негативные отзывы граждан и снижение рейтингов, «Батькивщина» усиливает позиции. Это видно даже по увеличению количества наружной рекламы в регионах, особенно заметна активность на Днепропетровщине.
Юлия Тимошенко вместе с командой удачно выстроили собственное медийное позиционирование. С одной стороны, «Батькивщина» – участник коалиции, с другой – активный критик действий Кабмина. Тимошенко давит на конструктив: это и масштабная кампания по борьбе против повышения тарифов, и требования к правительству индексировать зарплаты и пенсии, и требования по регулированию цен и показателей инфляции. «Мы заставили правительство пересмотреть порядок выдачи субсидий, потому что он – совершенно унизительный, человек не может получить субсидии в соответствии с настоящим порядком», – похвасталась недавними достижениями Тимошенко.
Правда, любимые методы работы «леди Ю» и дальше остаются теми же: конструктив в ее тезисах есть, но популизма, который уверенным рефреном навязывается гражданам с экранов телевизоров и других СМИ, гораздо больше. Фракция «Батькивщины» не слишком влиятельна в парламенте – насчитывает всего 18 нардепов, поэтому громкие демарши вряд ли произведут впечатление на партнеров по коалиции. А вот в медийной плоскости все подобные заявления фракции или ее лидера активно распространяются СМИ. Фактически, Тимошенко вернулась к привычному ей амплуа ярой оппозиционерки, которая наверняка знает, как быстро можно навести порядок в государстве. Впрочем, проверить эффективность работы Юлии Владимировны во власти украинцы уже имели возможность как минимум дважды, а в 2010-м году она заняла второе место на президентских выборах, уступив лишь Виктору Януковичу. Отличие нынешней ситуации в том, что сейчас команда Тимошенко позиционирует себя в качестве «внутренней оппозиции», ведь формально парламентская фракция этой политсилы находится в составе коалиционного большинства.
Секрет успеха Юлии Тимошенко и ее партии заключается в качественной медийной составляющей. Насколько удачно ее позиционирование, свидетельствуют и данные мониторинга обещаний системы народного контроля «Слово и Дело». Сейчас уровень ее выполненных, невыполненных и находящихся в процессе выполнения обещаний распределился почти поровну: 32%, 32%, 36% соответственно. Лидер «Батькивщины» умеет мастерски маневрировать смыслами собственных заявлений. К примеру, в вопросе изменений в законодательство о местных выборах в политсиле уже давно заявляют о необходимости их проведения на пропорциональной основе с открытыми списками. Эти партийные заявления широко тиражируются в СМИ и соответствуют по своей сути прогрессивным взглядам экспертного сообщества на решение проблемы совершенствования избирательного законодательства.
Другой вопрос состоит в том, что понимают в самой партии под понятием «открытые списки». Изменения в избирательную систему «Батькивщины» предполагают, что партии выдвигают своих кандидатов, но голосование в бюллетене будет происходить не за конкретную фамилию, а за партию. «Фамилия того, кто баллотируется по округу, также указана, но в скобках, – объяснила Тимошенко. – Мы совместим выдвижение конкретного человека, голосование за партию и конкретного человека, которого люди будут видеть в бюллетене. А очередность списка выставляется ОИК, а не партией». Фактически, «Батькивщина» предлагает преференциальные списки, но можно ли их считать «открытыми» – вопрос сомнительный, ведь только руководство политической силы сможет определять те фамилии, которые будет стоять напротив названия партии в избирательном бюллетене.
Александр Радчук, специально для «Слово и Дело».