Социологические исследования одного из кадровых агентств в конце 2014 года показало печальную статистику: каждый пятый респондент признался, что получает полностью «черную» зарплату, треть ответила, что получает официальную «ставку», а большая часть заработка – остается «в тени». Только 35% опрошенных указали, что получают полностью официальную «белую» заработную плату.
В конце прошлого года народные депутаты нового состава парламента проголосовали за правительственный законопроект №1573 «О реформировании общеобязательного государственного социального страхования и легализации фонда оплаты труда», который предусматривал постепенное снижение отчислений по единому социальному налогу (ЕСН) с 41 до 16,4% для тех предпринимателей, которые готовы вывести зарплаты из «тени» и повысить оплату труда своим работникам. Вводя «зарплатную реформу», правительство преследовало две цели: уменьшить долговую нагрузку и фактически вытащить Пенсионный фонд из преддефолтного состояния, а также увеличить общие поступления в Бюджет.
Совершенно очевидно, что большинству предпринимателей было не выгодно соглашаться на условия, предложенные властями. Ведь для того, чтобы государство пошло навстречу работодателю, ему нужно повысить среднюю зарплату по предприятию минимум на 30% (по сравнению с 2014 годом) и обеспечить средний платеж на одно застрахованное лицо до уровня не менее 700 грн. При таких условиях, считают эксперты, малому и среднему бизнесу и в дальнейшем выгодно вести «серую» бухгалтерию, выплачивая налоги только с минимальной зарплаты, а остальное платить в «конвертах». На такие же условия соглашаются и большинство рабочих — ведь при таком «заговоре» с работодателем получаешь больше прибыли, правда, уничтожая всю систему социального обеспечения.
Около полугода понадобилось власти, чтобы признать: введение схемы по уменьшению ЕСН для предпринимателей не принесло желаемого эффекта. Министр социальной политики Павел Розенко недавно заявил: «Проголосованная в ВР схема снижения ЕСН, мягко говоря, не идеальна. Правительство подавал совсем другой законопроект, с простой и понятной всем формуле, где был один критерий - официальная зарплата. И предприятие, которое обеспечивает зарплату выше двух минимальных зарплат, должно было выплачивать меньший вклад. Но в процессе переговоров нардепы настояли на изменении этой схемы, видя риск, в частности, для доходов ПФ и опасаясь, что экономика не легализуется. По новым условиям, предприятие должно выплачивать уменьшен социальный взнос только после выполнения четырех очень непростых критериев. Очевидно, что эта схема не сработала». Об этом Розенко сказал в одном из своих интервью. Ранее Арсений Яценюк публично заявил о том, что рассчитывает на поддержку предпринимателей в вопросе легализации заработных плат, отмечая, что уменьшение уровня ЕСН несет значительные риски для наполнения Пенсионного фонда. «Если предприниматели реально выведут доходы из тени и перестанут платить зарплату в конвертах, на что мы очень рассчитываем, это будет означать, что бизнес принял наше ответственное социальное предложение», - заявлял премьер.
Отсутствие эффекта от «зарплатной реформы» нависает над Пенсионным фондом дамокловым мечом. Без решения проблемы с его дефицитом Международный валютный фонд вряд ли осуществит очередную валютную инъекцию.
Однозначно, что снижение ЕСН – необходимый шаг, однако его осуществление не должно предусматривать коэффициентов и дополнительных условий. Достаточно было бы установить его на определенном комфортном уровне для государства и работодателей. В прошлом созыве парламента такое нововведение предлагала нардеп Оксана Продан. «Главное нововведение (предложенных изменений в соответствующем законопроекте – Ред.) – снижение ставки единого социального взноса до 18,1%. Эта цифра обоснована, она подъемной для бизнеса. По нашим расчетам, принятие законопроекта обеспечит дополнительный доход для социальных нужд на сумму не менее 47 млрд грн», – отмечала ранее госпожа Продан.
Главная же проблема отсутствия реформы до сих пор остается очевидной: ни бизнес, ни работодатели, ни наемные рабочие не доверяют действиям власти. Ведь игры с налогообложением – любимое дело отечественных чиновников для достижения быстрого эффекта. Чтобы завоевать доверие бизнеса - нужно ввести стабильную налоговую систему, изменения в которую не вносились ежегодно, а гарантировались бы государством минимум на 5-7 лет. Тогда как наемным рабочим нужно доказать на деле, что их отчисления в социальные фонды – это выгодное дело для всех, их деньги внезапно не исчезнут со счетов, а усилия по восстановлению сотрудничества с государством не будут напрасными.
Александр Радчук, специально для «Слово и Дело»