На прошлой неделе, а именно – 15 мая, исполнилось ровно 100 дней с момента назначения на должность председателя Черновицкой ОГА Александра Фищука. Чиновника нельзя назвать красноречивым, ведь за 3 месяца своей работы в облгосадминистрации, он, в отличие от других руководителей областей, запомнился лишь пятью обещаниями, три из которых продолжают оставаться на стадии выполнения.
В то же время, как и декларировалось ранее, Фищуку удалось создать центр по оказанию медицинских услуг участникам АТО на базе областного госпиталя ветеранов войны и открыть новый раздел на сайте ОГА, где отныне ежемесячно публикуются планы лесозаготовки и отчеты об их выполнении. И хотя процент выполнения губернаторских обещаний у Александра Георгиевича является не плохим, в то же время, показатель его безответственности высокий и составляет более 50%, на что в большей степени повлияли йогонереализовани депутатские обещания.
Чем же еще, кроме малого количества публичных обязательств перед жителями области, запомнился за последние 100 дней Черновицкий губернатор Александр Фищук?
Своей неожиданной отставкой предыдущий председатель Черновицкой ОГА Роман Ванзуряк поставил в неудобное положение политические элиты постмайданной Украины. Для построения новой конструкции сдерживания и противовеса в Черновицкой области две политические силы – «Солидарность» и «Народный Фронт» – достигли сложной, «многоходовой» договоренности. В ней победила позиция премьера Яценюка. Если коротко, то эта позиция сводилась к тезису: «сила, которая победила в конкретном регионе на парламентских выборах, имеет первоочередное право на «своего» губернатора». Согласившись с таким раскладом, представители президентской политической силы на Буковине получили для противовеса «своего» первого заместителя (В. Кулиша) и прокурора области (М. Якимчука), а также некоторых глав РГА. Таким нехитрым способом, по логике безжалостного квотного принципа, председателем Черновицкой ОГА стал уже немолодой Александр Георгиевич Фищук, который на парламентских выборах не смог победить на своем 202-м, так называемом «украинском» избирательном округе. Там он уступил молодому представителю «Блока Петра Порошенко» Ивану Рыбаку.
И хотя системного компромисс вроде бы был достигнут, но фактически в Черновицкой области произошел «политический перекос» в сторону «Народного Фронта». Исполнительную власть получил сам Фищук, заместителем председателя облсовета является Ярослав Курко, который считается ее неформальным куратором, а сильной «фронтовой» частью можно назвать мэра Черновцов Алексея Каспрука, который достаточно умело справляется со своими обязанностями.
В такой благоприятной для активной работы конфигурации первым и самым главным разочарованием 100 дней работы Фищука является то, что, вместо борьбы с коррупционными схемами, приближеные к его политической силе «бенефециары» ее с радостью возглавили. В частности (как заявил на передаче «Без Эмоций» В. Довганич), ключевую позицию в контроле над контрабандными потоками занял таинственный «Слон». Сам факт существования таких фигур красноречиво говорит об уровне власти.
Вторым разочарованием стала его кадровая политика в отношении председателей РГА. Фищук отошел от практики, которую начал его предшественник Ванзуряк относительно широкого общественного обсуждения кандидатов на должности председателей РГА (которую в народе назвали «избрание на площади»). В частности, лишились своих должностей председатели Путильский и Кельменецкой районных администраций, которые показывали хорошие результаты работы и имели широкую поддержку своих общин. Зато все «переутвержденные» председатели РГА являются представителями только двух политических сил – «Солидарности» и «Народного Фронта» (что является еще одним доказательством наличия кулуарных договоренностей на уровне Киева).Фищук в этом вопросе пренебрег как позицией других политических «союзников», так и мнением общин, которые по «площадной инерции» пытались влиять на кадровые решения через акции прямого действия. Но на Александра Георгиевича, похоже, они не действуют. Действует только политическая целесообразность и партийные интересы.
Также очень показательным является тот момент, что председатель ОГА так и не смог наладить отношения с авторитетными волонтерскими организациями и вернул жесткий пропускной режим в здание облсовета (и администрации), который был характерен для времен «позднего Папиева». Фищук действует, как советский чиновник, мыслит, как советский чиновник, и за 100 дней своей работы четко показал, что не будет действовать по другим алгоритмам.
Однако «предварительные договоренности», результатом которых стал сам факт назначения Фищука на должность председателя Черновицкой ОГА, несут в себе и наибольшую угрозу для его деятельности. Приближение местной избирательной кампании с каждым днем делает все горячее конфликт между губернатором и его первым заместителем. «Кулуарная» война двух лузеров прошлой парламентской кампании – Фищука и Кулиша – не позволяет административной вертикали нормально работать в пользу буковинцев. В Фищуке его политические оппоненты видят хорошего «козла отпущения», который понесет ответственность за ухудшение реального уровня жизни буковинцев. Именно поэтому, например, председатель ГФС в Черновицкой области Сеничак может позволить себе публично «песочить» губернатора на своей пресс-конференции, что было бы равноценно немедленной отставке у любого председателя ОГА, который имеет самоуважение, кроме, наверное, «мегатолерантного» Александра Георгиевича.
В целом же 100 дней Александра Фищука могут характеризоваться полным отсутствием свежих идей и инициатив со стороны его команды. Более того, создается впечатление, что он не губернатор, а председатель ликвидационной комиссии при ОГА. И все же стоит сказать, что вместе с этим и явных провалов в его работе за этот период не было.
Политолог Михаил Шморгун, специально для «Слово и Дело».