В местных выборах в конце 2015 года могут принять участие несколько десятков новых политических партий, созданных в 2013-2014 годах. Эксперты из Комитета избирателей Украины зафиксировали настоящий «бум рождения» новых политических сил за последний год: всего было создано 66 новых партий – 39 в 2014-м году и 27 – в 2015-м. Для сравнения: до 2014-го года в среднем за год создавались около 5-7 новых партий.
Кроме того, по наблюдениям экспертов КИУ, ни одна из вновь созданных партий не ведет ни политической, ни информационной активности. Рядовому избирателю ничего не скажут ни названия этих политических сил, ни фамилии их руководителей: «Партия гармоничного развития» (лидер Елена Басок), партия «Простых людей» (лидер Петр Фарило), политическая партия «Рядом» (лидер Николай Гоцкий) и тому подобное.
Вся эта суета – не случайность. К выборам-2015 готовятся как опытные политические команды, так и ловкие комбинаторы. В Интернете размещено множество предложений рекламного характера о помощи «профессиональных юристов» в регистрации и покупке политических партий. Смета – на любой вкус и кошелек. Как отмечается на сайте одной из таких «фирм», «стоимость партии зависит от давности регистрации, количества региональных организаций, названия, истории, репутации и других критериев».
Юридическая помощь и наличие прямых связей с государственным регистратором партий – залог быстрого запуска нового партийного проекта. Зарегистрировать партию не так уж и трудно. Согласно ст. 10 закона «О политических партиях в Украине», для этого нужно собрать подписи не менее десяти тысяч граждан Украины «не менее чем в двух третях районов не менее чем в двух третях областей Украины, городов Киева и Севастополя и не менее чем в двух третях районов Автономной Республики Крым», провести учредительный съезд и заплатить регистрационный сбор. Размер регистрационного сбора за регистрацию политической партии определен постановлением Кабинета Министров Украины от 13 июля 2001 года № 840 и составляет 100 необлагаемых налогом минимумов доходов граждан. Сумма одного необлагаемого минимума в 2015 году с 1.01 по 30.11 установлена на уровне 1218 грн. (согласно п.5 подраздела 1 раздела ХХ «Переходные положения» Налогового Кодекса). То есть, чтобы зарегистрировать партию, необходимо уплатить 121 тыс. 800 грн, или примерно 5,5 тысяч условных единиц. Вместе с услугами юристов и процедурой «ускорения» регистрации в Государственной регистрационной службе – стоимость партии составит максимум 15 тысяч долларов.
Для чего необходимо регистрировать новые политические партии? В случае покупки зарегистрированной политической партии ее название можно изменить, а при удачном вложении денег в медийную «раскрутку» – создать узнаваемый партийный бренд. Параллельно с этим политические «инвесторы» могут пригласить в список партии известных или влиятельных политиков, общественных, культурных деятелей. Существует и более практическая цель использования партии: на местных выборах именно они будут выдвигать кандидатуры в депутаты, а также принимать участие в распределении мест в ТИК и УИК. Как известно, право на представление кандидатур в состав территориальных избирательных комиссий имеет местная организация политической партии, о создании депутатской фракции которой объявлено на первой очередной сессии Верховной Рады Украины текущего созыва (имеют право подать по 3 кандидатуры в состав комиссии), а также все зарегистрированные в установленном законом порядке в соответствующей административно-территориальной единице местные организации всех политических партий, которые намерены выдвигать кандидатов на соответствующих местных выборах (имеют право выдвинуть по 1 кандидату в состав комиссии). Формирование состава комиссий будет происходить путем жеребьевки между всеми партиями. Поэтому все новые партии, зарегистрированные за последний год, имея ячейки на местах и желая выдвинуть своих кандидатов на участие в выборах, будут иметь право принять участие и в жеребьевке по формированию состава избирательных комиссий. Эксперты уже неоднократно указывали на высокие риски такой схемы распределения мест при формировании комиссий, ведь узнать, кто на самом деле стоит за той или иной малоизвестной вновь созданной партией – почти невозможно. Тогда как после жеребьевки и распределения мест в комиссиях, партии могут менять своих представителей. Таким образом, существует целая система формирования комиссий «под заказ» того или иного влиятельного политического игрока.
Кто может использовать данную схему? При режиме экс-президента Виктора Януковича такие избирательные технологии использовали с целью усиления позиций правящей партии. Сейчас история может повториться, но уже в пользу нынешних провластных политических игроков. Подтверждением этого может быть то, что нынешняя власть не спешит вносить существенные изменения в закон о местных выборах: они будут проходить по старому законодательству, несколько откорректированному прошлогодними изменениями в закон, авторства нардепа Руслана Князевича. Кроме того, ситуацией могут воспользоваться и оппозиционные силы с целью реванша, и вражеские спецслужбы соседней России для дестабилизации внутренней политической ситуации в Украине.
Эксперты последние 5 лет не раз советовали внести изменения в закон о местных выборах. Ведь такие нормы, как невозможность выдвигать свои кандидатуры самовыдвиженцам, партийный барьер в 3%, проведение выборов мэра в 1 тур – достаточно серьезные недостатки, которые следует немедленно исправлять внесением соответствующих изменений в закон.
Подписанты коалиционного соглашения еще в декабре 2014 года обещали, что до проведения местных выборов в октябре 2015 новый закон будет принят. Спикер парламента Владимир Гройсман уже несколько раз обещал, что местные выборы пройдут по новому законодательству, а соответствующий законопроект будет внесен до конца мая этого года. «Сейчас на повестке дня, с приближением местных выборов, есть новый закон о местных выборах. Поэтому была создана достаточно качественная, на мой взгляд, рабочая группа, которая объединяет экспертов, депутатов, международные институты, в которой мы должны наработать новые решения. Нам нужно буквально уже к концу следующего месяца внести готовый закон», – заявил спикер в апреле этого года.
Впрочем, эксперты сомневаются в таком развитии событий, ведь изменить закон с введением открытых списков – требует большего времени на подготовку. «Остается 4 месяца до выборов. Поэтому, по нашему убеждению, сегодня вводить открытые списки чрезвычайно рискованно... Поэтому, на сегодняшний день, я убежден фактически на 100%, что выборы пройдут по старому закону», – заявил глава КИУ Алексей Кошель. По его словам, принятие нового закона о местных выборах может существенно осложнить или даже сорвать проведение местных выборов в октябре этого года.
Александр Радчук, специально для «Слово и Дело»