На прошлой неделе неожиданно в топе парламентских сенсаций оказалась одна из наименее скандальных парламентских фракций – «Объединение Самопомощь». Пятно на репутации политической силы поставил 29-й номер партии Андрей Мирошник.
Депутат, которого подвела собственная неосторожность и точность объектива фотокорреспондента, на следующий день попросил забрать у него мандат. Объяснил это тем, что хочет быть свободным человеком. А что насчет остальных его коллег по партии? «Слово и Дело» решило исследовать, как изменился имидж партии за полгода работы и что на него повлияло.
Интересно, что согласно исследованиям социологов, с момента парламентских выборов «Самопомощь» как минимум не утратила народную поддержку. А данные Центра Разумкова показали, что если бы парламентские выборы состоялись в апреле этого года, партия Андрея Садового получила бы 9,3% голосов избирателей. При этом она бы более, чем вдвое обошла показатель «Народного Фронта» и уступила бы только «Блоку Петра Порошенко».
Такие результаты политологи комментируют почти единодушно: партия еще не успела запятнать себя в грязных политических играх. «Сегодня говорить о том, что у кого-то из правящей коалиции выросли рейтинги, можно разве что с большой натяжкой. Другое дело, что они («Самопомощь» – Ред.) не растеряли свои рейтинги, потому что они якобы находятся во власти, но в то же время стараются держать такую позицию, что они ни к чему и не причастны. Словом, им пока удалось «испачкаться» меньше, чем всем остальным», – рассказал «Слову и Делу» политолог Кость Бондаренко.
В свою очередь, эксперт Центра политических студий, аналитик Глеб Каневский убежден, что даже скандал с Мирошником партия использовала с пользой для собственного имиджа. «Будем называть отставку Мирошника прецедентом, на который до этого не был способен ни один политик других политических сил, которых уличали журналисты в таких аморальных событиях... Партия способна на самоочищение, на большие благородные шаги – хотя скандал с Мирошником не был напрямую связан с бюджетными средствами», – рассказал политолог.
Как и в случае с другими политическими силами, неожиданно высокий рейтинг «Самопомощи» держится на нескольких ведущих личностях. Первая и самая яркая из них – это, конечно, сам Андрей Садовой. Положительный образ мэра Львова накладывает отпечаток на общественное мнение о партии даже через полгода ее пребывания на политической арене.
«Украинцы из других регионов видят, что Львов превращается в туристическую Мекку, является прогрессивным городом, воспринимающим новые технологии для упорядочения жизни городской общины... Украинцы хотят людей, которые будут делать дела, а не только говорить, и Садовой полностью отвечает на их запрос», – объясняет феномен имиджа лидера «Самопомощи» Каневский.
Это все так, соглашается его коллега Кость Бондаренко, однако главная заслуга Садового – то, что он удачно воспользовался тем, что сделали предшественники. «Есть легенда о том, что он поднял Львов, хотя на самом деле Львов был восстановлен – будем говорить откровенно – «Партией Регионов», при их менеджменте и государственных вливаниях в преддверии Евро-2012. Он просто на этом построил свою имиджевую программу», – констатирует эксперт.
А если к этому добавить мощный медийный ресурс (семье Садовых принадлежат радио и телеканал «24», радиостанция «ЛюксFM» и портал Zaxid.net), народная поддержка мэра Львова не выглядит такой уж и неожиданной.
Кроме того, Садовой взял гроссмейстерскую паузу перед вступлением в большую политику, которое, как ожидает большинство, рано или поздно все равно состоится. «Пока сильные мира сего поливают друг друга грязью и выясняют, кто сколько украл, Садовой стоит в стороне как вечная перспективность», – говорит Бондаренко. «Рано или поздно ему придется либо использовать свой потенциал и испачкаться о политику, или же уйти на пенсию», – говорит он и проводит параллель: в свое время такую же позицию занимали Арсений Яценюк и Виталий Кличко, которые, выждав момент, достаточно быстро заняли свои места в большой политике.
А пока положительный имидж львовского мэра влияет на рейтинг «Самопомощи» дистанцированно, парламентская политика творится руками других людей – пусть не столь ярких, однако, в глазах народа, чрезвычайно перспективных. Прежде всего речь идет о депутате-комбата Семене Семенченко и «журналисте-люстраторе» Егоре Соболеве.
«И у Семена Семенченко, и у Егора Соболева были разные моменты в биографии, которые попадали в СМИ, но в конце концов ни первый, ни второй себя не запятнали в каких-то громких коррупционных скандалах, а сейчас это главное для рядового избирателя», – говорит Глеб Каневский.
«Семенченко обладает харизмой, имеет определенный вес среди комбатов, среди участников антитеррористической операции, он наиболее известен из комбатов... но пока он тоже является перспективным политиком, который еще свою перспективу не реализовал», – считает Бондаренко. Что касается Егора Соболева, то, по мнению политолога, он свой потенциал уже растерял из-за провального закона о люстрации и «дикой» люстрационной кампании.
«Соболев когда был журналистом, подавал надежды. В результате он пополнил галерею персонажей, которые были характерны для начала XIX века – таких себе «умных ненужностей», – говорит Бондаренко.
Остальные лица из списка «Самопомощи» – одни «темные лошадки», которые только начинают выходить на политическую арену, убеждены эксперты. «И Гопко, и Сыроед, и другие пока представляют собой 50 оттенков серого», – характеризует партию Кость Бондаренко, и добавляет: народ всегда чего-то от кого-то ждет, но на самом деле «Самопомощь» – это партия вечной перспективы.
Кто знает, возможно, именно в этом и кроется секрет народной поддержки: чем меньше о политике знаешь, тем больше мнимых достоинств ему приписываешь. Как бы то ни было, большая политическая игра продолжается и, вероятно, уже осенью, когда состоятся едва ли не самые важные за всю историю Украины местные выборы, станет ясно, были ли в рукаве «Самопомощи» скрытые козыри.
Алина Костюченко, специально для «Слово и Дело».