Одним из приоритетов своей работы после назначения министром инфраструктуры Украины Андрей Пивоварский назвал аудит стратегических предприятий отрасли и проведение открытого конкурса на должности их руководителей. Первыми под пристальным вниманием чиновников министерства оказались аэропорты «Борисполь» и «Львов», а также «Укрзализныця». «Основная задача на сегодня – совершенствование корпоративного управления на всех предприятиях, входящих в сферу управления Министерства», – заявил в конце декабря тогда еще новоназначенный министр.
Однако, как показало время, не то что назначить эффективное руководство, но даже провести соответствующие конкурсы, Министерству инфраструктуры оказалось не под силу. Первым камнем преткновения стал судебный иск экс-топ-менеджера «Аэросвита» Кирилла Звонарева, который обжаловал саму процедуру проведения конкурса после того, как его кандидатура была отсеяна на одном из первых этапов конкурса на должность директора аэропорта «Борисполь». Примечательно, что иск был подан в Днепропетровский административный суд, который не стал медлить и вынес решение о приостановке конкурса.
Получается, любое решение конкурсной комиссии может обжаловать каждый из участников отбора, а это значит, что судебная волокита может длиться годами. Особенно, когда за должности борются лица, близкие к олигархическим кругам. Так, после завершения работы в «Аэросвите», Звонарев был заместителем гендиректора «Финавиа» (которую опять же связывают с группой «Приват»), а потом даже занимал должность и. о. замдиректора по экономике и финансам столичного аэропорта «Борисполь». И вот на пути стремительного карьерного роста Звонарева вдруг оказался новый министр инфраструктуры со своей инициативой о конкурсном отборе руководителей ключевых транспортных предприятий.
Сейчас Мининфраструктуры продолжает судиться со Звонаревым и даже подало апелляцию на решение суда, однако по факту инициированный с большой оглаской конкурс на замещение директоров «Борисполя», аэропорта «Львов» и «Укрзализныци» приостановлен. Его провал эксперты уже окрестили признаком непрофессионализма руководства Министерства.
Что касается конкурса вокруг львовского аэропорта, то история не менее интересна. Дмитрий Шинкарук, которого в Мининфраструктры назначили исполняющим обязанности директора аэропорта «Львов», был одним из финалистов конкурсного отбора. «Он прошел все этапы отбора, кроме представления его кандидатуры на Комитет по назначениям, поскольку конкурс был заблокирован постановлением Днепропетровского административного суда», – ответили «Слову и Делу» в Министерстве. Конкурсная комиссия охарактеризовала его как опытного управленца, специалиста «по маркетингу, стратегическому планированию и кризисному управлению».
Все бы хорошо, если бы не одно «но»: свой опыт Шинкарук получил... опять же в авиакомпаниях, находящихся в сфере влияния группы «Приват». Так, журналисты портала «Avianews» утверждают, что он в разное время занимал руководящие должности в авиакомпаниях «МАУ» и «Харьковские авиалинии». Первая сегодня является ведущим национальным перевозчиком, вторая – признана банкротом. В издании напоминают, что в свое время назначение председателем Госавиаслужбы одного из бывших топ-менеджеров «МАУ» Дениса Антонюка привело к возникновению конфликта между службой и Министерством, что заблокировало выдачу маршрутов украинским авиаперевозчикам. Целесообразно ли проводить параллели между этими персонами – покажет время.
Кроме того, до сих пор не выяснена и роль львовского городского головы Андрея Садового, с которым в Мининфраструктуры вроде бы согласовали кандидатуру Шинкарука.
В целом же, ситуация с проведением конкурсного отбора руководителей указанных предприятий на сегодня далека от разрешения. В начале февраля Кабмин пошел навстречу Пивоварскому и принял поправки к собственному постановлению, которыми утвердил новый порядок конкурсного отбора руководителей субъектов хозяйствования государственного сектора экономики. Это означает, что несмотря на решение суда, будут проведены новые конкурсы. Но ведь и их результаты могут быть обжалованы в суде. И снова ключевые транспортные предприятия попадают в водоворот борьбы олигархических интересов.
В самом Министерстве это понимают и уже даже думают о том, чтобы отказаться от идеи конкурса вообще. «Лично я – сторонник сингапурско-грузинского сценария: согласованная программа, немедленное назначение руководства, персональная ответственность. Не справился – на выход», – заявил недавно журналистам заместитель министра инфраструктуры Владимир Омелян. Тем более, что прецедент уже создан: как сообщили «Слову и Делу» в пресс-службе ведомства, судьбу руководства «Укрзализныци» решать будет все же не конкурсная комиссия, а Кабинет министров. «Акты законодательства не содержат определения «Укрзализныци» как субъекта хозяйствования государственного сектора экономики», – объясняют там. Но это не исключает того, что такая же судьба может постигнуть и украинские аэропорты.
По крайней мере, сейчас такое решение представляется наиболее реальным: перед Мининфраструктуры стоит выбор – или оставлять воздушные ворота страны под руководством вечных «и. о.», или взять на себя ответственность за назначение эффективных менеджеров, не перекладывая ее на совесть многочисленных экспертных организаций – пусть даже с безупречной репутацией.
Алина Костюченко, специально для «Слово и Дело».
***
Редакция «Слово и Дело» может не разделять точку зрения автора. Редакция не отвечает за достоверность и толкование приведенной информации и выполняет исключительно роль ее носителя.