F-16 для Украины: чем отличаются истребители, которые поставляют Бельгия, Дания, Норвегия и Нидерланды

В Украину начали поступать американские истребители F-16, модернизированные по программе MLU (модернизация внутри жизненного цикла). Большинство из них обновлено до версии M6.5 tape, хотя каждая страна-владелец имеет свои особенности модернизации.

Чем отличаются истребители, поставляемые Бельгией, Данией, Норвегией и Нидерландами, рассказывает «Слово и дело» по материалам портала «Мілітарний».

Известно, что самолеты F-16 были выбраны в 1970-х годах военно-воздушными силами Бельгии, Дании, Нидерландов и Норвегии в качестве замены для истребителей F-104 «Старфайтер». После анализа различных моделей в 1975 году они остановили свой выбор именно на F-16, став первыми международными заказчиками этой модели.

По экономическим и политическим причинам F-16 не заменили на новый самолет в 1999 году, как планировалось. Чтобы поддерживать оперативность самолетов, была создана программа MLU. Перед модернизацией F-16 проходили проверку структурной целостности в рамках программы PACER SLIP, что продлевало их срок службы на не менее 5000 летных часов. Самолеты регулярно обслуживались и ремонтировались, что позволяло хранить его в надлежащем состоянии.

Вместе с тем, как и было сказано выше, поставленные Штатами F-16 имеют свои «национальные особенности». О них и расскажем далее.

Бельгия

Бельгия приобрела 160 самолетов F-16, но после завершения Холодной войны и масштабных сокращений количество этих истребителей в бельгийских Воздушных силах значительно уменьшилась. Так, парк F-16 сократился до 54 самолетов, из которых 44 боевых и 8 учебных, остальные самолеты были списаны или проданы.

Особенности

Для защиты самолетов от ракет в 1979 году было решено оснастить F-16 системой радиоэлектронного противодействия Loral RAPPORT III, которая впоследствии была заменена более эффективной системой самозащиты CARAPACE. В 2018 году бельгийские F-16 получили новые пилоны PIDS+ с датчиками для обнаружения ракет, а также звуковую систему для шлемов.

Вооружение

Хотя Бельгия использует новые ракеты AIM-9X Block II, долгое время она обходилась AIM-120B для. Только в 2022 году Бельгия запросилу у США поставку новых ракет AIM-120C-8. Среди прочего вооружения, F-16 оснащены бомбами GBU-10, GBU-12, GBU-24 и JDAM для ударов по наземным целям.

Для повышения точности ударов на бельгийских F-16 используются современные прицельные контейнеры Sniper Advanced Targeting Pod, которые позволяют эффективно наводить оружие на движущиеся цели.

Дания

Королевские ВВС Дании получили 77 истребителей F-16. Дания модернизировала 48 самолетов F-16A и 13 F-16B, большинство к стандарту Tape MLU 6.5. Однако семь самолетов остались с модернизацией Tape MLU 4.3 и используются в основном для тренировок, а не для международных операций.

По состоянию на 2016 год в составе RDAF оставалось 44 F-16, а до 2022 года 33 из них продолжали выполнять боевые задания, в то время как 10 единиц перевели на обучение.

Особенности

В датской версии F-16 нет «хвоста» под вертикальным стабилизатором, что является их уникальной особенностью. В отличие от других европейских стран, Дания не модернизировала двигатели своих F-16, оставив оригинальные Pratt&Whitney F100 PW200. А в 2013 году, чтобы продлить срок службы самолетов до 2024 года, Дания приобрела 50 подержанных двигателей F100 PW220E.

Все датские F-16 также оснащены поисковыми прожекторами для ночных вылетов. Кроме того, самолеты получили дополнительную систему радиоэлектронной борьбы со специальными пилонами PIDS. В 2003 году бельгийцы обновили свои РЭБ-системы до следующей версии и заказали новые пилоны.

Вооружение

Датские F-16 имеют стандартный арсенал для ударов по наземным целям, включая ракеты AGM-65 Maverick и GBU-49. Для миссий «воздух-воздух» используются ракеты AIM-120B и AIM-9X Sidewinder. В 2018 году Дания заказала 28 ракет AIM-120 C-7 для улучшения боеспособности. А 2013 году страна получила систему наведения LITENING G4, которая улучшила инфракрасное сканирование и точность наведения.

Норвегия

Королевские ВВС Норвегии были одними из первых европейских стран, которые закупили F-16. Они получили 74 самолета F-16A/B, из которых 56 единиц были модернизированы по программе MLU. К 2022 году все эти самолеты заменили F-35A.

Особенности

Из-за коротких и заснеженных взлетно-посадочных полос Норвегия оснастила свои F-16 тормозными парашютами, которые размещаются у основания хвостового оперения. Это позволяло более эффективно тормозить в сложных условиях. Норвежские F-16A также оборудованы поисковыми прожекторами для идентификации целей во время ночных миссий.

Для защиты самолетов от радаров норвежские F-16 получили встроенную систему определения помех AN/ALQ-162, которую модернизировали в 1998 году. Кроме того, на самолеты установили новые пилоны для дополнительной защиты.

Вооружение

Основное вооружение F-16 включало ракеты AIM-9L Sidewinder, которые в 2005 году заменили современными IRIS-T. Норвегия также использовала ракеты AIM-120B, а в 2017 году приобрела усовершенствованные AIM-120 C-7.

Уникальная особенность норвежских F-16 – они могли нести противокорабельные ракеты Penguin Мк3. Это, в свою очередь, позволяло эффективно противодействовать флоту противника. Эти ракеты имели дальность полета более 55 км и вес 370 кг.

Нидерланды

Страна закупила аж 213 самолетов F-16, что является самым большим показателем среди участвовавших в программе стран Европы. Кроме того, Нидерланды самостоятельно производили эти самолеты на своей территории. Со временем количество самолетов сократилось до 68, которые были модернизированы до стандарта MLU. К 2022 году на службе осталось 29 боевых F-16.

Особенности

Нидерланды активно использовали системы радиоэлектронной борьбы (РЭБ) AN/ALQ-131. В 2016 году они заключили контракт на модернизацию этих систем, чтобы повысить их эффективность до уровня современных самолетов.

В 1983 году на F-16 установили разведывательные контейнеры Oldelft Orpheus, ранее использовавшиеся на других самолетах. Впоследствии их заменили современными контейнерами Recce-Lite от израильской компании Rafael. Эти новые системы позволяли одновременно использовать самолет для разведки и боевых задач.

Вооружение

Нидерландские F-16 изначально были оснащены ракетами AIM-9 для воздушных перехватов, позже заменившихся на более современные AIM-9X. Для дальнего перехвата использовали ракеты AIM-120B, а в 2017 году получили более новые AIM-120 C-7.

Особенностью нидерландских F-16 является возможность нести тактическое ядерное оружие типа B61, которое было расположено на американских базах. Кроме того, самолеты были вооружены стандартными средствами поражения «воздух-земля», такими как ракеты AGM-65 и бомбы GBU-24.

Таким образом, Украина получит F-16 с разными модификациями, что придаст гибкость в их использовании. К примеру, нидерландские F-16 могут быть оснащены современными системами радиоэлектронной борьбы, а бельгийские имеют усовершенствованные пилоны для защиты. Датская версия истребителей имеет двигатели с продленным сроком службы, а норвежские модели адаптированы для эксплуатации в сложных погодных условиях. Это разнообразие должно обеспечить Украине воздушное преимущество в войне.

Напомним, по последним данным, Украина получила от союзников 10 единиц F-16. До конца года ожидаются поставки еще 10 самолетов.

Ранее президент Владимир Зеленский заявлял, что Украине нужно минимум 128 истребителей F-16, чтобы создать россиянам эффективную конкуренцию в небе.

АКТУАЛЬНОЕ ВИДЕО