Во вторник, 2 июня, российская ФСБ сообщила о задержании украинского военнослужащего Евгения Добринского, который якобы «незаконно» пытался пересечь административную границу оккупированного Крыма. Как оказалось, Добринский является бойцом 95-й десантно-штурмовой бригады. На следующий день суд Симферополя взял Добринского под стражу. История с Добринским, который, скорее всего, был не задержан, а похищен, говорит о стремлении российских спецслужб пополнить «обменный фонд» военнопленных для дальнейшего шантажа Киева.
Боец 95-й десантно-штурмовой бригады Евгений Добринский исчез со своего поста вблизи Чонгара еще 30 мая. Спустя три дня, 2 июня, ФСБ сообщила о его задержании, заявив, среди прочего, что при нем, предположительно, нашли наркотики. При этом российская сторона распространила видео, на котором можно увидеть момент задержания некоего человека, нетвердой походкой идущего по рельсам. По версии россиян, боец в свой выходной вышел за сигаретами, встретил местных, которые предложили ему выпить. Затем подвыпивший парень просто перепутал направление и пошел не в ту сторону. Еще через день – 3 июня – суд Симферополя принял решение арестовать Добринского.
Сценарий, расписанный российской стороной, вполне правдоподобен. Но есть несколько обстоятельств, которые заставляют усомниться в том, что это простое задержание нерадивого бойца. Во-первых, по данным Военной службы правопорядка в ВСУ, неподалеку от наблюдательного поста, откуда исчез Добринский, были обнаружены «следы борьбы». Это позволяет предположить, что военнослужащий был похищен.
Во-вторых, подбрасывание наркотиков – обычный прием оперативников для того, чтобы оправдать задержание того или иного лица, а видео идущего по рельсам шатающегося мужчины могло быть снято где угодно и когда угодно.
И в-третьих. По данным адвоката Евгения Добринского – Исляма Велиляева, сотрудники ФСБ расспрашивали солдата о деталях, связанных с несением воинской службы. «Спрашивали, где и в какой части он проходит службу, какой порядок осуществления охраны «государственной границы» был в части, где он служил, какие есть средства защиты, идентификации людей. Много было вопросов по поводу несения воинской службы», – пояснил адвокат. Велиляев порекомендовал своему клиенту не отвечать на такие вопросы, однако совершенно очевидно, что сотрудники российских спецслужб таким образом пытались добыть разведывательную информацию.
Настораживает и другой факт. По информации бывшего постоянного представителя президента Украины в Крыму Бориса Бабина, Евгений Добринский вообще нес службу без оружия якобы для того, чтобы не раздражать «российских партнеров», при участии которых возле КПВВ «Чонгар» строится хаб для обслуживания и отдыха граждан, пересекающих линию разграничения. Строительство данного объекта совместно с компанией SOCAR еще в феврале анонсировал президент Владимир Зеленский.
Таким образом, очень похоже на то, что, пользуясь «миролюбием» украинской стороны, российские спецслужбы взяли «языка», у которого пытались выяснить дополнительные сведения, касающиеся порядка пересечения линии разграничения, особенностей несения воинской службы, и т.д. Эти данные могли оказаться полезными для безопасного перемещения на материковую часть Украины диверсантов с самыми различными задачами.
Вторая цель – это пополнение «фонда» военнопленных для дальнейших обменов и шантажа украинской стороны, в том числе и по донбасскому «кейсу». Задержанный десантник является относительно ценным «товаром» для такого обмена, а вот может ли сейчас кого-то предложить взамен украинская сторона – большой вопрос.
Россия имеет множество причин для того, чтобы устраивать провокации, похищать людей и вообще добывать любую информацию, связанную с Крымом. Прежде всего, это стремление обеспечить аннексированный полуостров водой из Украины, которая нужна не столько для населения, сколько для функционирования промышленных и военных объектов. А вот украинские власти слишком рано уверовали в добрую волю противника.
Денис Попович, специально для «Слово и дело».