Рассмотрение госбюджета проходило ночью, вероятно, для того, чтобы ослабить внимание экспертного сообщества по поводу того, какие правки вносились в расходную часть сметы.
Об этом в комментарии «Слову и Делу» рассказал исполнительный директор Международного фонда Блейзера Олег Устенко, оценивая принятие госбюджета на следующий год, рассмотрение которого продолжалось всю ночь, а проголосовать удалось к 6 утра 23 ноября.
«Госбюджет рассматривали ночью, поскольку нужно было ослабить внимание общественности. Если бы депутаты затянули, то им было бы очень сложно вносить туда собственные правки и пожелания», – отметил Устенко.
Более того, часть правок и пожеланий, которые были объявлены внесенными, скорее всего, в реальности внесены не будут. Поэтому на утреннем заседании Парубий и сказал, что есть правки, и потом они будут учтены, уточнил он.
«Это все очень странно выглядит. Бюджет ведь проголосован», – добавил эксперт.
На его взгляд, дальше события могут развиваться в несколько этапов.
«Депутаты на первом этапе, все участники процесса – и те, которые голосовали, и те, кто был против, – в принципе, остались удовлетворены», – подчеркнул он.
По его словам, было видно, что депутаты разделены на четкие четыре группы и пятую небольшую подгруппу.
«Первая группа – те, кто рекламировал себя на бюджете. Вторая – мажоритарщики, которые пытались вложить свои интетесы в новый бюджет для того, чтобы переизбраться на своих мажоритарных округах. Третья группа – те, кто вмонтировал все же свой бизнес-интерес в бюджет и будет пытаться на этом зарабатывать. Четвертая группа – те, кто понимает, что уже никогда не окажутся в парламенте, поэтому старались продать свой голос первой, второй или третьей группе», – пояснил специалист.
Пятая небольшая подгруппа – своего рода «бессребреники», но их было немного, и им весьма сложно было отстаивать собственные интересы, отметил он.
Бюджет принимали так быстро еще и для того, чтобы не растягивать дискуссии вокруг него. Если бы это было затянуто, то уровень проверки в таком случае резко увеличился бы, добавил эксперт.
Что касается показателей бюджета, по его мнению, вся макроэкономическая оболочка, разработанная Кабмином, имеет право на существование.
«Да, это 3% рост, но есть риски, что мы и этого роста можем не достигнуть. Неуместна критика того, что рост низкий. Такой не очень высокий рост закладывает Кабмин потому, что боится вешать на страну дополнительные риски, связанные с тем, что такого темпа роста могут и не достичь. Ведь если произойдет замедление темпов роста мировой экономики, то и 3% роста у нас не будет», – резюмировал Олег Устенко.
Эксперт «Реанимационного пакета реформ» Виктор Таран на своей странице в Facebook отметил, что на его памяти это первый бюджет, который приняли в середине ноября.
Он добавил, что пока трудно давать комплексную оценку документу и правильнее будет его охарактеризовать словами нового министра финансов Оксаны Маркаровой. Она заявила, что сегодня самое главное – то, что макроэкономические показатели бюджета 2019 годаостались в параметрах, предложенных депутатам правительством. Это позволит сохранить финансовую стабильность государства.
Политолог подчеркнул, что самый частый вопрос, который сегодня задают: идеален ли бюджет-2019, который проголосовали в Раде?
«Очевидно, что нет, ведь накануне выборов мажоритарные депутаты вписали туда ряд своих «хотелок», одновременно без учета их интересов собрать 240 голосов было малореально. Именно поэтому цена результативного политического решения – это всегда компромиссы, баланс интересов», – пояснил Виктор Таран.
Подробнее о том, кто дал решающие голоса, – на нашей инфографике.
Ранее «Слово и Дело» анализировало, как проект бюджета-2019 отличается от проекта на этот год.
Хотите обсудить эту новость? Присоединяйтесь к телеграм-чату CHORNA RADA.