Наблюдая за деятельностью правоохранительных органов, часто вспоминаю старую шутку: нет такой глобальной и острой проблемы, на которую ученый мир не сможет ответить проведением международной научно-практической конференции.
Однако то, что допустимо в научном мире, не всегда приемлемо в других сферах человеческой деятельности.
Трагедия на львовской свалке, «покушение» на Антона Геращенко, «похищение» Алексея Гончаренко, процесс над руководителем ГФС Романом Насировым, снятие депутатской неприкосновенности с Вадима Новинского, взрывы на военных складах в Балаклее, убийства Павла Шеремета или Дениса Вороненкова и т.д. – нет такой проблемы, на которую руководители правоохранительных органов не ответили бы проведением громкой пресс-конференции, брифингом или, хотя бы, интервью.
В свое время руководитель Нацполиции Хатия Деканоидзе умудрилась дать интервью на фоне догорающего автомобиля убитого журналиста. Выглядело эффектно. Правда, с эффективностью не сложилось. Несмотря на громкие заявления и обещания установить, привлечь к ответственности и наказать виновных в резонансном убийстве, правоохранителям пока не удалось раскрыть это преступление.
Впрочем, безусловным лидером среди топовых правоохранителей по количеству громких заявлений и обвинений, которые завершились большим «ничем», является генеральный прокурор Украины Луценко. Его склонность в своей деятельности все выносить в публичную сферу и, к сожалению, в основном только этой публичной сферой ограничиваться, дала основания отечественным юристам шутить, что вместо действий, предусмотренных действующим законодательством, в частности УПК Украины, генеральный прокурор Украины ввел совершенно новую процедуру – практику публичной угрозы.
Возможно, Юрий Витальевич обожает киевского князя Святослава, который всегда предупреждал врагов перед нападением словами «Иду на вы», а возможно, в данном случае справедлива русская поговорка «что у трезвого на уме, то у пьяного на языке». Но, скорее всего, пылкий трибун Юрий Луценко до сих пор не понял, чем специфика работы генерального прокурора отличается от деятельности политика, популиста и демагога.
В последнее время Юрию Витальевичу на ниве медиа-активности не уступают ни руководитель САП Назар Холодницкий, ни директор НАБУ Артем Сытник, ни председатель СБУ Василий Грицак.
Министр внутренних дел Арсен Аваков, предпочитая соцсети, не любит лишний раз попадать в объективы телекамер, зато имеет для подобного вида деятельности двух великолепных «советников» – Антона Геращенко и Зоряна Шкиряка, которые производят немало резонансных комментариев, инициатив, оценок, прогнозов, версий и тому подобное.
Безусловно, нельзя отрицать важности открытой работы государственных органов, в том числе и правоохранительных. Однако не стоит сводить все к эфирному пустозвонству и тщеславию.
Словом, всем вышеупомянутым лицам перед тем, как вернуться к своему любимому занятию - делать заявления, давать версии, прогнозы и т.д., стоит вспомнить слова Леся Танюка: «Не надо вылезать, как дурак с маслом на солнце».
Нелепо выглядите, господа, как Матиос с тепловизором...
Валентин Гладких, специально для «Слова и Дела»