В четверг, 9 марта, Президент Украины Петр Порошенко во время церемонии вручения Шевченковской премии пообещал квоты украинского языка в эфире распространить и на телевидение. Пока что следить за частотой звучания украиноязычных песен в эфире, власти обязали только радиостанции. В эфире таких должно звучать не менее 35%. Сегодня Петр Порошенко с удовлетворением отметил, что закон способствовал увеличению доли украинского языка в радиоэфире, следовательно, пора охватить изменениями телевидение.
На самом деле, о поддержке украинского медиапространства представители власти говорили давно и не в первый раз. «Слово и Дело» подготовило обзор предложений украинских политиков об увеличении украинского продукта в медиа-просторах государства.
«Вскоре я предложу применить эту технологию и к телевидению, где присутствие украинского языка является недопустимо низким. Летом прошлого года я обращался к телеиндустрии с призывом самоорганизоваться в этом вопросе. К сожалению, не все меня тогда услышали. Сейчас свое слово должен сказать законодатель», – отметил Президент.
Экс-министр культуры Вячеслав Кириленко еще в апреле прошлого года обещал добиться принятия законопроекта о внесении изменений в закон Украины «О телевидении и радиовещании». При его содействии, ведь он постоянно посещал комитет Верховной Рады, где разрабатывался законопроект, в июне парламент таки принял закон, которым ввел квоты для украиноязычной песни на радио.
Через несколько месяцев, в октябре, народный депутат Украины Николай Княжицкий объявил о разработке законопроекта в защиту культурного пространства от медиа-продукта государства-агрессора. Уже на следующий день после обнародованного обещания, 27 октября, в Верховной Раде зарегистрировали проект закона «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно языка аудиовизуальных (электронных) средств массовой информации». Одним из его инициаторов выступил Николай Княжицкий.
Законопроект предлагал установить на телевидении обязательные квоты передач и фильмов на украинском языке (до 75%). Авторы законопроекта напомнили, что законодательство о телерадиовещании всегда содержало гарантии вещания на государственном языке, но с принятием в 2012 году закона «Об основах государственной языковой политики» (так называемый «закон Колесниченко-Кивалова») эти гарантии были потеряны.
Также беречь украинский язык в радио- и телеэфире обещала Анна Герман.
«Ограничение украинской песни и украинской музыки – этого в Украине никогда не будет. Пока мы с вами живы, пока мы с вами работаем и имеем влияние на ситуацию, никто не будет иметь права уменьшить квоты для украинской песни, для украинской музыки в теле- и радиоэфире. Это вам мое слово», – сказала она в 2011 году.
В июне 2016 года поддержать голосованием законопроекты об изменениях в информационном пространстве Украины обещал нардеп Александр Бригинец. И слово свое сдержал, как и Анна Герман.
Теперь очередь реализовывать сказанное за Петром Порошенко. «Слово и Дело» будет следить за выполнением обещания Гаранта.
Кристина Ломенко, по материалам «Слова и Дела»