Владимир Омелян: реформированию железной дороги мешает олигархическое лобби в Верховной Раде

«Слово и Дело» пообщалось с заместителем министра инфраструктуры Владимиром Омеляном и расспросило его об основных направлениях, над которыми работало ведомство Андрея Пивоварского в течение года, его достижениях и планах.

Одним из первых направлений работы, озвученных Андреем Пивоварским после назначения на должность министра, стало реформирование «Укрзализныци». Что сделано в этом направлении?

Публичное акционерное общество «Укрзализныця» действует с 1 декабря 2015 года. Утвержден его устав, утвержден состав правления, наблюдательного совета и ревизионной комиссии, то есть это уже такие вещи, которые полноценно позволяют запустить совершенно новый устав управления украинской железнодорожной монополией.

Затем, к сожалению, у нас получилась проблема с Верховной Радой: мы внесли закон о железнодорожном транспорте и о НКРТ, но они пока «заглохли». Мы понимаем, что, конечно же, здесь причина не только в том, что нет политической воли. Здесь просто экономическая свобода нескольких олигархов, которым выгодно разбалансированное состояние железной дороги и высасывание из нее средств...

Кроме этого, мы стараемся сделать максимально прозрачной работу «Укрзализныци», по нашей инициативе в прошлом году был создан мониторинговый совет спецзакупок, который отслеживает каждую крупную закупку в рамках железной дороги.

Традиционно трудным вопросом для Украины является реформирование управления автомобильными дорогами. Будут ли в Украине новые качественные дороги?

Запущена реформа «Укравтодора». Конечно, она продлится не один год, мы рассчитываем, что это займет еще минимум 2 года. Уже завершена инвентаризация облдоров, которая была необходима для их дальнейшей передачи облгосадминистрациям. Но для продолжения реформы нужно, чтобы депутаты проголосовали за дорожные законы, которые уже внесены в парламент. В частности, это законопроект №0954 о децентрализации дорожного хозяйства.

После его принятия дороги будут разделены на примерно 50 тыс. км государственного значения, за них продолжит отвечать «Укравтодор», и 120 тыс. км – местного значения. Последние вместе с деньгами на их содержание и техникой (облдорами) перейдут в управление местной власти. Благодаря этому местные общины самостоятельно смогут решать, какие дороги, по какой цене, в каких направлениях ремонтировать или строить новые. Также ждет голосования важнейший, центральный, я считаю, законопроект о создании дорожного фонда, согласно которому все поступления от акцизов на топливо будут использоваться исключительно на содержание, ремонт и строительство дорог, а не на любые нужды Бюджета, как сейчас.

Наработаны ли какие-то изменения в работе рынка автоперевозок?

Мы существенно стараемся реформировать Государственную службу безопасности на транспорте. У нас были определенные пертурбации во время ее реформирования, сейчас будем делать по принципу новой полиции, то есть мы перевели людей из существующих старых структур и будем сейчас прогонять их через аттестацию, чтобы это были действительно люди высокого уровня, с высокой зарплатой, мотивацией не брать взятки, контролировать грузоперевозки дорогами Украины. Как вам известно, мы ввели ограничения на ось, что позволит приостановить разрушение дорог.

Кроме того, по автомобильному и электротранспорту мы утвердили новую прозрачную систему распределения разрешений ЕКМТ, этот вопрос всегда вызывал много споров в среде грузовых перевозок. Так что уже сегодня каждый автоперевозчик может заранее планировать, что он будет перевозить, в какую страну, все в режиме онлайн – спокойно, без труда может делать свою бизнес-стратегию в автопредприятиях.

Мы отменили регулирование тарифов на рынке внутриобластных пассажирских перевозок. Сейчас в парламенте также зарегистрирован законопроект о такси. Потому что приблизительно 90-95% рынка такси в Украине - это нелегалы, которые не платят ни копейки в Госбюджет. Мы хотим их перевести на единый упрощенный налог. И если другие тарифы или сборы будут устанавливаться, то уже по решению муниципалитетов, а не государства. Лучше с каждого получить по копейке, чем заниматься самолюбованием или какими-то фиктивными вещами. Сейчас фактически это мизерные поступления - около нескольких миллионов гривен.

Каждый из транспортных министров традиционно задается вопросом «открытого неба». В нынешнем составе Мининфраструктуры с этим не складывается так же, как и в предыдущих. В чем проблема?

По авиации сделано немало. К сожалению, не достигнут ключевой момент (но не по нашей вине) – это «открытое небо» с Европейским Союзом, здесь мы все еще ждем, когда Испания и Великобритания договорятся по вопросу Гибралтара. В то же время мы разблокировали процесс предоставления прав на эксплуатацию воздушных линий. Подписано соглашение об открытом небе с США, которое уже вступило в силу в декабре прошлого года. Это означает разрешение любым авиаперевозчикам наших стран осуществлять авиаперелеты в любую точку страны как в Украине, так и в Соединенных Штатах. Нет никаких ограничений, никаких других параметров, по которым компания ранее допускалась.

Мы надеемся, что с минимальным ростом экономики Украины и покупательной способности украинцев на рынок зайдут американские авиакомпании, которые уже проявляют интерес. Они понимают, что у них будет эконом-класс заполнен, но есть тревоги по первому классу. А он как раз существенно влияет на рентабельность любого перелета.

Кроме этого, открыто небо над Одессой и Львовом. Мгновенного результата в этом быть не может - это решение ориентировано на перспективу. У нас есть плюс также по аэропорту Борисполь, который все больше играет роль международного хаба, рост пассажиропотока в 2015 году составил около 6%. Причем именно по транзитным пассажирам в январе этого года он вырос более чем вдвое.

И это – несмотря на взаимные ограничения с Российской Федерацией?

Наш прогноз, когда мы вводили санкции против российского агрессора, абсолютно оправдался, несмотря на критику всех экспертов и всех сторон. Напротив, Борисполь показал рост, другие аэропорты чувствуют себя нормально, а вот российские авиаперевозчики понесли существенные экономические убытки.

Много также говорилось о водном транспорте, в частности о грузоперевозках водным путем. Что наработано здесь?

По внутренним водным путям и по морскому транспорту мы разработали совершенно новый закон о внутреннем водном транспорте. Аналогов в Украине ему не было, он гармонизирован как с европейским законодательством, так и с другими законными и подзаконными актами Украины. Мы им устанавливаем единый орган управления на реке, единственный вид сбора вместо десяти, существовавших ранее, то есть значительно упрощаем все процедуры и фактически полностью отдаем в руки бизнеса.

И они уже должны себе строить логистику, в которую нужно будет минимально вмешиваться. Но он пока лежит без рассмотрения в парламенте...

Также мы провели дерегуляцию в морских портах, которая по нашим подсчетам позволит бизнесу экономить минимум 5-8 млрд грн в год, которые ранее тратились на эффективный простой судов или просто оседали в виде взяток украинским чиновникам. В принципе, достигли значительного упрощения логистики для обработки судов и грузов, для приемки контейнеров - то, что раньше могло длиться часами, а в особо неприятных случаях - сутками, сейчас происходит в среднем за 20 минут.

И к последним событиям. Недавно состоялся пробный запуск контейнерного поезда по Шелковому пути. Что сейчас известно о его перспективах?

15 января мы запустили первый пробный контейнерный поезд, отрабатываем сейчас логистику маршрута, надеюсь, что с марта сможем выйти на регулярные рейсы. Работаем так же с бизнесом, чтобы это было максимально эффективно и не только геополитически важно, что действительно необходимо, но и экономически.

Беседовала Алина Костюченко, специально для «Слово и Дело»

АКТУАЛЬНОЕ ВИДЕО