Пока в Раде решается судьба правительства и коалиции, Генштаб решает проблемы армии, а глава террористов «ДНР» уже чуть ли не просит украинцев нарушить Минские соглашения.
Погоня с перестрелкой в Киеве
Значительный резонанс вызвал произошедший еще на прошлых выходных инцидент с участием низколетящего BMW, пьяного водителя, трех пассажиров и двадцати экипажей патрульной полиции. В результате долгой погони за нетрезвыми молодыми людьми по улицам Киева, полицейские применили оружие.
Один из пассажиров погиб – и это стало первым подобным инцидентом за историю новой полиции. Общественное мнение разделилось: большинство, памятуя о частых авариях из-за пьяных молодчиков на дорогах, поддержало действия полиции, но определенная доля граждан заявила, что полиция значительно превысила необходимую силу. Идет следствие.
Легкий бунт в ЗСУ и демобилизация
Свои неурядицы происходили и в других силовых структурах. Бойцы 53-й отдельной механизированной бригады ВСУ, возмущенные условиями проживания на полигоне Широкий Лан, пошли пешком на Николаев. Центральное командование погасило это возмущение, с одной стороны улучшением условий, с другой – разжалованием самых активных бунтарей.
Контакты автора на местах, к слову, утверждают, что в неурядицах быта солдат в этом конкретном случае виноваты были вовсе не генералы и даже не сотрудники полигона, а конкретные офицеры самой бригады, халатно отнесшиеся с организации обустройства солдат.
Параллельно Генштаб заявил, что воины четвертой волны мобилизации могут не волноваться. Отправлять их домой начнут в конце марта. Самое позднее – в апреле. Это утверждение было очень кстати. Пока еще не ясно, сменит ли уходящую четвертую волну приходящая седьмая – Генштаб хочет сначала оценить количество контрактников, привлеченных повышением зарплаты и реформами снабжения.
Работа НАБУ
Завершая рассказ о силовых структурах, упомянем НАБУ. Там как раз недавно принес присягу спецназ, породив в соцсетях небольшое бурление мнений на тему, так ли уж ему нужен БТР-3 с боевым модулем «Шквал» (включающим, на минуточку, противотанковое вооружение). С одной стороны – дорого, с другой стороны – говорят, когда после Оранжевой революции к резиденции Ахметова подъехал броневик, там охрана без команды на землю ложилась.
Но это лирика. А практика в том, что в НАБУ попадает все больше резонансных дел. На этой неделе таковым стало дело, открытое против министра инфраструктуры Андрея Пивоварского. Последний подозревается в незаконном обогащении путем получения зарплаты в конвертах. Отметим, что дело – еще не приговор и не стоит по этому поводу нападать на министра с обвинениями. С другой стороны, ситуация обидная: министр всегда сетовал на низкие зарплаты, мешающие привлекать в ведомство профессионалов из частного сектора, и такое обвинение в его адрес попахивает издевательством.
Политический кризис
Тем временем в парламенте бурлят страсти: с приближением даты отчета правительства коалиция трет и бурлит, бурлит и трет. Не будем пока перебирать эти новости: все равно к решающему дню все еще двести раз переиграется. Отметим лишь несколько интересных моментов:
– продолжается выход нардепов из «БПП». Раньше был Виктор Чумак, теперь – Егор Фирсов. Совсем не удивлюсь, если выходцы оттуда потом окажутся ну где-то, скажем, неподалеку от Михеила Саакашвили;
– в едином антикоррупционном экстазе решили слиться Валентин Наливайченко и Юлия Тимошенко. Характерно, что оба перед этим съездили в США. Тот случай, когда и альянс сомнителен, и тема избита - поле антикоррупционной борьбы и соответствующие нарративы уже подминает под себя вышеупомянутый Саакашвили. Но посмотрим.
Угрозы МВФ
Глава МВФ Кристин Лагард сделала жесткое заявление относительно Украины. Ей вторил хор европейских СМИ. Общий смысл: или мы сейчас же увидим реформы, или не видать вам новых кредитов. В свою очередь, Петр Порошенко пообщался с госпожой Лагард, пообещал исправить ситуацию и представить дорожную карту реформ.
После этого диалога Президент подал в парламент несколько неотложных законопроектов, касающихся как антикоррупционной борьбы (в частности, усиления антикоррупционной прокуратуры), так и евроинтеграции. Впрочем, в последнее время эти вопросы стали синонимами. Дело за депутатами. И за дальнейшими инициативами Банковой. Лагард назвала разговор с президентом Украины «конструктивным» - но и МВФ, и украинское общество ждут также конструктивных действий.
Репрессивный Крым
Тем временем в Крыму репрессии против крымских татар все меньше напоминают выборочные преследования и все больше – этническую чистку. Уже десятки людей подвергаются запугиваниям, обыскам и попыткам арестов по сомнительным обвинениям вроде «создания террористических организаций». Ситуация омерзительна: на данный момент Украина не может ничего этому противопоставить.
Закарпатская блокада
И отдельный скандал разразился на Закарпатье и Волыни. После того, как Польша закрыла свои границы для российского транзита, дальнобойщики, направляющиеся в Европу, рванули через Украину. Вроде как и выгодно, но что это за трагикомедия: Польша закрывает границы транспортам государства-агрессора, а Украина – нет? Поэтому благородное дело перекрытия дорог взяло на себя гражданское общество в лице местного населения областей.
Региональные власти одобряют: так, губернатор Закарпатья Геннадий Москаль уже посоветовал российским дальнобойщикам объезжать через Шри-Ланку и Сомали. Бедные российские дальнобойщики: их нигде не любят.
Ну а главтеррорист «ДНР» Александр Захарченко, давая один из брифингов, обмолвился, что его организации выгодно, чтобы Украина нарушила Минские соглашения. Тот самый случай, когда хотел сказать, как обычно, но нечаянно сказал правду: эскалация на фронте и «охота на ведьм» на оккупированной территории организовывается именно за этим. Потому что если Украина не нападет – скорее всего, россияне будут «отодвигать» действующее руководство республик, окончательно дискредитировавшее себя и в их глазах, и в глазах местного населения. Война могла бы все списать…
Но наши воины, как бы это ни было для него обидно, пока сдерживаются.
Виктор Трегубов, специально для «Слово и Дело»