Иновещание Украины: без закона и денег, на одном честном слове

Еще в начале мая Министерство информационной политики заявляло, что разработало законопроект «О системе иновещания Украины». Вот только чтобы документ наконец дошел до парламента, понадобилось аж полгода. 9 октября Верховная рада должна была поставить на голосование проект закона, но полупустой зал ВР ничего хорошего для голосования не сулил.

Теперь раньше ноября за иновещание парламентарии не возьмутся. И все же она работает – Мультимедийная платформа иновещания появилась в медиапространстве 1 октября 2015 года. Правда, регулирующего закона пока нет. Оценить новую платформу могут только те, кто ранее имел доступ к телеканалу «УТР», или же привык искать правду в Интернете. О реалиях и перспективах украинского иновещания «Слову и Делу» рассказал заместитель министра информационной политики Артем Биденко.

«Всегда рядом»

Сотни миллионов зрителей – такую аудиторию Мультимедийной платформы прогнозировал министр информационной политики Юрий Стець еще до ее запуска. Но пока что успехами украинское иновещание похвастаться не может – на канал YouTube UA|TV подписаны всего полтысячи пользователей, а количество одновременных просмотров не превышает десяти. Конечно, остается еще и спутниковое вещание: телеканал посылает сигнал с трех спутников, которые остались в наследство от «УТР» – европейский Amos 3, азиатский Azerspace 1 и американский Galaxy 19. Правда, территорию России они покрывают лишь частично, а поэтому об адекватном ответе на кремлевскую пропаганду говорить не приходится. Однако в Мининформполитики проблем в этом не усматривают, говорят: кто хочет, тот увидит.

«Сегодня на всех пяти континентах можно смотреть UA|TV – это канал иновещания, можно также заходить на сайт «Укринформ» и читать новости», – настаивает заместитель министра информационной политики Артем Биденко. И все же нехватку аудитории в Министерстве не отрицают. Чтобы стать ближе к зрителю, в первую очередь иностранному, в планах правительства заключить соглашения с крупнейшими мировыми кабельными сетями. Однако пока нет закона об иновещании, договариваться о трансляции юридически некому.

«После того, как проголосуется закон о системе иновещания, мы сможем говорить о расширении спутникового покрытия. А также, как только появится определенное юридическое лицо (для этого нужен закон), мы начнем вести переговоры с теми кабельными сетями, в которых мы сейчас отсутствуем. Потому что на данный момент вести переговоры некому: существует телеканал «УТР», существует телеканал «БТБ», существует «Укринформ», но Мультимедийная платформа иновещания до принятия закона – это лишь наше желание. И пока что юридически такого лица нет. Соответственно, входить в кабельные сети той же Германии «УТР» нет смысла, а Мультимедийная платформа этого сделать еще не может», – объясняет Биденко.

И хоть юридически Мультимедийной платформы иновещания Украины еще не существует, министр информационной политики Юрий Стець уже начал переговоры с международными партнерами о привлечении UA|TV в кабельные сети. По информации Министерства, появление украинского телевидения в Канаде, Австралии и Болгарии – это лишь вопрос времени, причем ближайшего.

Иновещание на честном слове

Мультимедийная платформа иновещания пока работает на голом энтузиазме, без закона и бюджета. Пока задор не угас, неплохо было бы подкрепить его деньгами. На небольшой по сравнению с крупными медиа компаниями штат телеканала (около двух с половиной сотен сотрудников, включая технические службы и обслуживающий персонал) возложена ответственная миссия – создать конкурентный и качественный телепродукт, который расскажет миру всю правду об Украине. Создают UA|TV преимущественно сотрудники «УТР», ведь и бюджет, на который может рассчитывать новый канал иновещания, остался в наследство от «УТР». На бюджетные зарплаты привлечь новых специалистов сложно. Для сравнения, средняя зарплата журналиста «УТР» составляет около 2 тыс. грн, тогда как коммерческие украинские каналы за эту же работу предлагают в 4-5 раз больше. Однако в Министерстве информационной политики успокаивают: все изменится, как только заработает закон об иновещании.

«Проект закона содержит в себе четкое указание, что 0,04 Бюджета Украины будет тратиться на мультимедийную платформу иновещания. В зависимости от того, какой бюджет будет принят, мы сможем считать цифры. Это несколько сотен миллионов гривен», – рассказал Биденко.

Эксперты тем временем критикуют данную инициативу. Мол, 200 миллионов гривен будет маловато для качественной пропаганды, ведь правительства европейских стран тратят на свое иновещание в 10 раз больше, а Россия – вообще не жалеет средств на медиапропаганду. Финансирование пяти версий Russia Today ежегодно составляет более $350 млн. Удастся ли противостоять российской пропаганде при таких неравных финансовых условиях, остается вопросом. Однако даже 200 миллионов гривен для украинской системы иновещания, все еще недоступны. Поэтому, пока UA|TV ждет решения депутатов, он работает на деньги «УТР», а это – всего 25 миллионов гривен, выделенных государством на текущий год. Несмотря на скептические замечания экспертов, для бюджетного вещателя, который умеет работать и за 25 миллионов, 200 – означает значительное улучшение качества продукта. А если этого бюджета будет мало, Мининформполитики обещает найти деньги у благотворителей.

«Пока нет мультимедийной платформы де-юре – нет финансирования. Дорожная карта, которую мы разработали и представим после принятия закона, позволяет получать донорские деньги от сторонних организаций. От международных организаций, от благотворительных структур. Конечно, будет проводиться строгая проверка, в том числе антикоррупционная. Потому что, согласно законодательству, государственные предприятия в Украине не могут получать поддержку от Международного фонда. Мы стараемся найти такую юридическую форму, которая это позволит», – делится планами заместитель министра информполитики.

Три в одном

Мультимедийная платформа иновещания Украины – это, по сути, три медиа: информагентство «Укринформ» и два телеканала «УТР» и «БТБ». После того, как они оказались под руководством Министерства информполитики, их стало два – «Укринформ» и UA|TV. Если с «Укринформом» все понятно – произошел ребрендинг старейшего украинского информагентства, то UA|TV – совершенно новый проект. От «БТБ» осталась техническая база, от «УТР» – мозги: редакция новостей полным составом переехала в помещение, которое арендовал для своего детища бывший глава Нацбанка Сергей Арбузов. Техническое оснащение медиа подбиралось по последнему слову техники. Государственному вещателю такое и не снилось. Изменения увидели и зрители. Телеканал «УТР» не только переоделся: кроме графического оформления, полностью пересмотрен контент. Теперь в приоритете короткие формы. Правда, большинство программ еще производства «БТБ». Канал этого не скрывает, а копирайт указывает, что снимали их еще в 2013-14 годах. Новый подход и к подаче новостей: украиноязычные выпуски с ведущей каждый час и русскоязычные дайджесты на 30–й минуте каждого часа. Все это в сопровождении англоязычного титрования. Стоит лишь отметить, что это скорее шаг назад, чем вперед, ведь «УТР» уже имел опыт студийных новостей и на украинском, и на русском, и на английском. Для UA|TV это только в перспективе. Так же, как и обещанные министром Стецем программы на крымскотатарском языке.

«Мы очень заинтересованы в том, чтобы как можно быстрее была запущена именно крымскотатарская версия. Когда это произойдет, мы не можем сказать, потому что производственный телевизионный процесс многосложный. Он зависит не только от желания министра, он зависит от того, чтобы была сформирована определенная команда, которая научилась бы работать вместе и начала выдавать определенный продукт. Крымскотатарская версия будет в ближайшее время», – обещает Биденко.

Правда, в Мининформполитики ставку делают именно на украиноязычный контент, мол UA|TV должен стать вещателем в первую очередь для украинской диаспоры. В связи с этим, становится непонятно, о какой контрпропаганде идет речь. Ведь украинцы, которые живут за границей, и так знают, где искать правду об Украине, зато иностранцы вряд ли будут смотреть украиноязычный канал с английскими титрами.

Наталья Нестерова, специально для «Слово и Дело»

АКТУАЛЬНОЕ ВИДЕО