«Междуморье»: новый польский президент – популист?

Буквально пару дней назад новоизбранный президент Республики Польша поднял давнюю тему, волновавшую не одно поколение славян. Анджей Дуда накануне своей инаугурации выступил за создание блока государств Центрально-Восточной Европы. «Я обдумываю идею создания партнерского блока государств от Балтийского до Черного и Адриатического морей», – заявил в разговоре для Polska Agencja Prasowa глава польского государства 7 августа. «Государство сильно тогда, когда его окружают союзники – это также элемент увеличения силы», – убежден Дуда.

Речь Посполита 2.0

Такая идея не нова. Проект «Междуморья», он же Балто-Черноморский блок, был разработан еще после Первой мировой войны. По сути, это проект конфедеративного государства. В состав Балто-Черноморского блока должны были войти Польша, Украина, Беларусь, страны Прибалтики, Молдова, Венгрия, Румыния, Словакия, Чехия и страны бывшей Югославии.

Таким образом, союз простирался бы от Балтийского до Черного и Адриатического морей и создал бы новую Речь Посполиту, но больше, сильнее и значимей. Цель создания «Междуморья» была одна: избежать доминирования Германии или России. Но реального исхода дело не имело. В Европе и России идея была жестко раскритикована. И через некоторое время почти половина республик, которые должны были войти в «Междуморье», вошли в Советский Союз.

Но на этом попытки создать содружество «от моря до моря» не закончились. В 30-40 гг. тема снова поднялась правительством Польши в изгнании под руководством Владислава Сикорского. В 1942 году начались переговоры между греческим, югославским, чехословацким и польским правительствами. Они предполагали создание Польско-Чехословацкой Конфедерации и Греко-Югославской Конфедерации. Дело также закончилось ничем.

Но после распада СССР тему снова начали муссировать в политических и общественных кругах. Особенно активно выступали за создание «Междуморья» и «реинкарнацию» Речи Посполитой в Украине и Беларуси правые партии: «Свобода» и «Народный фронт» соответственно. В начале 2010 года в Беларуси возник многоязычный проект Новая Речь Посполитая, посвященный возрождению Речи Посполитой в составе Беларуси, Латвии, Литвы, Польши и Украины, но активистов снова ждала критика и негативная реакция.

Чтобы «насолить» России

Проект создания Балто-Черноморского содружества затих еще на 5 лет. Пока тему не возродил новый президент Польши Анджей Дуда. Возникает вопрос: зачем ему это?

Дуда – лидер партии «Право и справедливость» – национал-консервативной политической партии, первым председателем которой стал в 2001 году Лех Качиньский, позже избранный президентом Польши. Риторика партии всегда была антироссийской, высказывал довольно жесткую антироссийскую позицию и духовный наставник Анджея Дуды – Ярослав Качиньский. А после трагедии под Смоленском в 2010 году, когда борт №1 разбился вместе с 96 членами экипажа, большинство из которых были представителями правительства, отношение «ПиС» к Российской Федерации стало еще более критичным. И хотя президентская политсила всегда выступала за создание «Четвертой Речи Посполитой», после авиакатастрофы потребность в отгораживании от России стала еще более значимой.

Но тогда, на президентских выборах 2010 года, сразу после смерти Леха Качиньского, самый очевидный кандидат от «ПиСа» – брат-близнец Ярослав Качиньский проиграл Брониславу Коморовскому с разницей в 6,02% голосов избирателей. Да и через год, во время парламентских выборов, партия взяла второй результат – 29,88% голосов (157 мест) в Сейме и 31 место из 100 в Сенате, что было существенно ниже предыдущего результата. В общем, «Право и справедливость» стала терять популярность, а вместе с ней и возможность проводить антироссийскую политику.

Предыдущие пять лет вектор внешней политики Польши был абсолютно нейтральным. Бронислав Коморовский пытался угодить «и нашим и вашим», за что, в общем-то, и поплатился своим президентским креслом. И вот теперь на должность главы государства наконец-то снова взошел представитель «ПиСа». Не мудрено, что и риторика Польши резко вернулась к мысли о Речи Посполитой.

Провальная идея

Создание Балто-Черноморского блока – это еще одна попытка передела влияния в Европе. При помощи такой «стены» в Польше надеются стать третьим основным игроком в Европе и втиснуться между ЕС (читать: Германией) и Россией.

Все бы ничего, но сама идея построения «Междуморья» уже сейчас выглядит труднореализуемой и даже популистской. И на это есть несколько причин.

Причина №1. Реакция других государств. За почти сто лет существования идеи создания подобного содружества реального воплощения «Междуморье» так и не смогло найти по большей части из-за существенной критики со стороны других государств. Такое объединение может расцениваться не только как «буферная зона», отгораживающая Европу от агрессивной России, но и как самостоятельный субъект агрессии против как России, так и ЕС. Стоит напомнить, что решение Украины объединяться с еврозоной привело в результате к военной агрессии РФ на Донбассе. Последствия создания содружества против России – предсказуемы.

Причина №2. Экономическая почва. Ни один союз не имеет смысла, если в нем нет финансовой выгоды. Экономическая ситуация некоторых стран-потенциальных участников блока оставляет желать лучшего. Де-факто, развивающаяся Прибалтика и Польша не вытянут на себе Украину, Молдову, Беларусь – промышленные мощности требуют здесь существенных инвестиций. И это уже не говоря о внешних долгах и газовом вопросе.

Причина №3. Юридическая подоплека. Многие из стран, которые предположительно могут создавать этот Балто-Черноморский блок, входят в Европейский Союз. У поляков, прибалтов, венгров и чехов не будет возможности состоять в двух союзах одновременно, придется выбирать. И очень сомнительно, что члены еврозоны покинут ЕС ради нового объединения без гарантий существенной финансовой выгоды и безопасности. Еще один момент – тесная связь России с Беларусью, так как они уже являются конфедерацией.

Конечно, создание «Междуморья» вполне возможно и выполнимо при условии финансового потенциала и достаточного количества времени. Но нужно понимать, что за 5 лет президентской каденции Анджея Дуды создать конфедеративного сверхмонстра, который практически ушел в прошлое как явление, невозможно. Потому заявление Дуды о перспективе создании Балто-Черноморского блока – своеобразный способ поддержки пропрезидентских рейтингов, игра на националистических струнах поляков и украинцев, которые всячески хотят избавиться от российско-советского прошлого.

Анастасия Оратовская, специально для «Слово и Дело»

АКТУАЛЬНОЕ ВИДЕО