Похоже, санкции – не единственное оружие в экономическом арсенале стран Запада, которые они охотно используют для укрощения агрессивных экспансионистских действий России. Козырем в рукаве оказалась договоренность 6-ти больших стран с Ираном по снятию экономических санкций в обмен на отказ страны от дальнейшего развития ядерных программ. Историческое решение, следствием которого были более чем 10-летние переговоры, наконец было принято в швейцарской Лозанне в средине июля.
Больше всего такое развитие событий ударит по ситуации с ценой на нефть, ведь с Ирана снимут ограничения на импорт «черного золота», запасов которого хватит, чтобы удовлетворить любой спрос. К слову, драйвером решения по Ирану были именно Соединенные штаты Америки: в американском правительстве даже закрыли глаза на громкие протесты по поводу экономических уступок Ирану со стороны их крупнейшего ближневосточного партнера - Израиля. Правда, достигнутые договоренности с Ираном еще должны рассмотреть и в Конгрессе США, в котором нет единства относительно дальнейшей поддержки стратегии уступок Ирану.
В ожидании иранской нефти
На фоне снятия экономических санкций с Ирана, цена нефти марки brent снизилась, и сейчас составляет почти 53 доллара за баррель. Впрочем, постепенное падение цены - это только реакция рынка на новости из Ирана. Настоящий обвал цен следует ожидать тогда, когда Иран начнет торговать своей нефтью - по прогнозам экспертов, для этого нужно от 3-х до 6 месяцев времени. Сначала договоренности, достигнутые с Ираном о вывозе всего ядерного вооружения, запрете на разработку такого оружия и ограничения на обогащение урана сроком на восемь лет должны еще согласовать в Международном агентстве по атомной энергетике (МАГАТЭ). Уже после этого, Иран может выйти со своей нефтью на мировые рынки, что повлечет, по мнению экспертов, значительное удешевление цена на это сырье: по некоторым прогнозам, цена на баррель «черного золота» снизится до 45 долларов. «Иран имеет сотни сверхмощных танкеров, сверхдешевое производство нефти, и страна просто-таки рвется в бой. Здесь можно вспомнить слова Владимира Путина год назад, когда он говорил, что нефть не может упасть ниже 80 долларов за баррель. Вот сейчас цена колеблется в районе между 50 и 60 долларами, и когда-то даже такой уровень может стать им мечтой», - считает бывший вице-премьер-министр Украины по вопросам европейской интеграции Олег Рыбачук.
После увеличения добычи иранской нефти можно ожидать еще нескольких этапов падений цен - речь идет даже об уровне в 25-27 долларов за баррель. Дело в том, что несмотря на ценность такого актива как нефть, Иран впервые за много лет выйдет на мировые рынки, а значит будет демпинговать для того, чтобы получить новых клиентов и распродать уже имеющиеся запасы. По подсчетам экспертов, уже сейчас в иранских хранилищах накоплено от 35 млн. до 70 млн. баррелей сырой нефти.
Такое развитие событий не может не волновать российские власти. В конкурентной борьбе, России придется искать новые рынки сбыта и тоже снижать цены на свое сырье. А это - очередные финансовые потери на фоне растущих военных расходов и экономической стагнации. Попытки РФ снискать расположение у других ближневосточных игроков на рынке нефтепродуктов - Азербайджана и Сирии - также требуют геополитических уступок. Впрочем, противостояние между Россией и Западом только набирает обороты. Ведь официальный Иран не только купил билет на мировые рынки нефти, но и получил полный карт-бланш от США на создание сильного геополитического игрока в регионе. В будущем именно Ирану отводится роль нового мощного партнера американцев на Ближнем Востоке - прежде всего, для сдерживания агрессивных действий Сирии, а также ряда других террористических движений, которые, безусловно поддерживаются усилиями Москвы.
Скрытое противостояние
Еще накануне достигнутых договоренностей, Москва толкала Иран на дипломатическую войну с миром. Именно Россия предлагала одной из крупнейших ближневосточных стран свое вооружение, в частности, противоракетные комплексы S-300. Такая стратегия была понятной: в случае заключения подобной сделки, Иран и впредь бы оставался в международной изоляции, а Россия получила бы очередную геополитическую победу.
Однако ситуация сложилась иначе: теперь идею снятия экономической блокады с Ирана активно продвигают американские власти. В последние недели Иран значительно оживил свои дипломатические отношения со всеми странами ближневосточного региона. Во время своего визита в Кувейт, министр иностранных дел Ирана Джавад Зариф призвал страны Персидского залива к сотрудничеству перед общими угрозами в виде «терроризма, экстремизма и сектантства». В свою очередь, глава Госдепартамента США Джон Керри заявил о поддержке договоренностей с Ираном и отметил бесперспективность позиции по дальнейшей экономической блокаде этой страны. Все эти факты свидетельствуют о том, что России придется как можно быстрее искать выход из данной геополитической ситуации. Поддержка сирийских властей и спонсирование исламских радикалов-террористов с целью дестабилизировать регион пока не принесли желаемых результатов. Все попытки Москвы обыграть ситуацию в свою пользу, приводят к противоположным результатам. Например, перед лицом террористической угрозы Турция, как член НАТО, воспользовалась 4 пунктом Североатлантического договора, который позволяет проведение консультаций с другими странами-членами НАТО для дальнейшего решения проблемы.
С другой стороны, Россия пытается действовать и на экономическом фронте, хотя ее попытки выглядят неубедительно. Так, РФ приняла активное участие в недавнем саммите стран БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай и ЮАР), на котором было создано новое финансовое учреждение - Банк развития БРИКС, который по замыслу должен стать альтернативой МВФ. Впрочем, ведущую роль в создании данной институции на себя взял Китай, уставный вклад которого в Банк развития был самым большим и составил около 40%.
Ситуация с «ядерной оттепелью» и конфликтом на Донбассе
Некоторые украинские эксперты уже успели проанализировать ситуацию со снятием экономической блокады с Ирана как уступку России стороны стран Запада в обмен на дальнейшую эскалацию военных действий на Донбассе. Впрочем, не стоит спешить с выводами.
Безусловно, ситуация, которая складывается в мире, будет стимулировать российские власти действовать каждый раз все агрессивнее. Мировое сообщество пытается сделать все, чтобы официальная Москва наконец «сняла маски» и наделала новые ошибки. Значительное военное присутствие российских войск на границах с Украиной, объявления первой в истории всеобщей воинской мобилизации в так называемой Приднестровско-молдавской республике, угрозы Швеции направить на нее свои ракеты в случае попыток вступления в НАТО - все эти шаги России свидетельствуют о значительной обеспокоенности ее руководителей потерей геополитического влияния.
Впрочем, это скорее истерическая реакция РФ на дальнейшую мировую изоляцию и сужение границ для дипломатических маневров. По логике тоталитарных режимов, именно эскалация конфликтных ситуаций и пропаганда дальнейшей милитаризации общества в направлении поиска внешних врагов - могут быть единственным выходом для нынешней российской власти хоть как-то контролировать ситуацию. К сожалению, первыми ощутить на себе комплексы «старшего брата» придется именно украинскому народу: ведь именно от ситуации на Донбассе будет зависеть возможность существования России в нынешнем ее формате.
Александр Радчук, специально для «Слово и Дело»