Отставка Шокина: уволить генпрокурора – оскорбить Президента?

10 февраля 2015 года Верховная Рада Украины поддержала предложенную Президентом Украины Петром Порошенко кандидатуру на должность главы Генеральной прокуратуры. За назначение Виктора Шокина проголосовали 318 депутатов при 226 необходимых. Но уже спустя полгода работы генпрокурора депутаты активно собирают подписи за его отставку, как было и с его предшественником. «Слово и Дело» решило проанализировать, насколько эффективно работал председатель ГПУ.

Не поддержали, но проголосовали

Несмотря на то, что Виктор Шокин был назначен голосами 318 нардепов, многие парламентарии высказывались против такой кандидатуры. Например, вся партия «Самопомощь» отказалась голосовать за него. Основная причина, по которой депутаты не видели Шокина в роли главного прокурора – приверженность системе.

Шокин работает в Генеральной прокуратуре много лет – с 1999 года. Там он в одно время занимал должность старшего следователя по особо важным делам, а в 2002-м впервые стал заместителем генпрокурора. Правда, уже в 2003 году он ушел с поста – после увольнения Святослава Пискуна. Официальная причина: по состоянию здоровья. Но после возвращения Пискуна в кресло, в 2004-м, вернулся и Шокин. Но в 2005 снова ушел с занимаемой должности.

Вернулся в ГПУ правоохранитель только с Петром Порошенко. Их тесная и близкая связь – не секрет: Виктор Шокин и Петр Порошенко – кумовья. Потому, как только Петр Алексеевич стал хозяином Банковой, Шокин сразу же вернулся в Генеральную прокуратуру. В конце июня 2014 года его назначили заместителем генпрокурора Виталия Яремы, чье кресло Виктор Шокин, впоследствии и занял.

Ходят слухи и о другой стороне медали дружбы Петра Порошенко с Шокиным. Поговаривают, что в былые времена Виктор Шокин «шил» дела неугодным Петру Алексеевичу людям. По крайней мере, когда-то так заявлял Игорь Коломойский о его обвинении в покушении на жизнь адвоката Сергея Карпенко в 2005 году. Кстати, примечательно, что после возвращения Шокина уже в качестве главы ГПУ, дело против Коломойского снова возобновлено.

В итоге, к моменту голосования, человек настолько близкий к Президенту Украины, вызывал у депутатов серьезные опасение. «Воспитанник системы не изменит систему. Тем более, такую продажную и прогнившую, как ГПУ. Через открытый конкурс мы должны привести на должность генпрокурора человека, который ненавидит коррупцию. И Генпрокуратуру в ее нынешнем виде», – прокомментировал тогда кандидатуру Шокина депутат от «Самопомощи» Егор Соболев. Кроме него, выступали против Владимир Парасюк, Игорь Луценко, Анна Гопко. Примечательно, что Виталий Куприй, который проголосовал за кандидатуру Шокина, уже в конце марта пообещал поднять вопрос об отставке генпрокурора. Но обещанное до сих пор не выполнил.

Что сделано, то сделано

За полгода работы на государственной службе Виктор Шокин успел дать 8 обещаний. Из них одно обещание главный прокурор провалил, два – выполнил. Но стоит рассмотреть их подробнее.

Так, новый генпрокурор пообещал уволить всех сотрудников прокуратуры, которые не пройдут люстрацию и расследовать преступления против Майдана в полном объеме. Что касается первого, то многие работники прокуратуры, подпадающие под закон «Об очищении власти» люстрированы не были. Пример – заместитель Шокина Владимир Гузырь, который отличился «нервозностью» в коррупционном деле Шапакина-Корнийца, и, по всем правилам, должен был покинуть ряды ГПУ. Но Шокин в подопечном ведомстве решил лично решать судьбу сотрудников. Потому Гузырь, который с 2007 по 2011 год работал первым замом начальника Главного управления надзора за соблюдением законов при осуществлении оперативно-розыскной деятельности, дознания и досудебного следствия, а также Главного управления надзора за соблюдением законов спецподразделениями и другими органами, не только остался в ГПУ, но и получил высокую должность.

Что касается второго обещания, тут и вовсе нечего рассказать. Сделали силовики на этом поприще две вещи за полгода: 26 марта 2015 года СБУ передала документы, подписанные бывшим главой СБУ Александром Якименко о событиях на Евромайдане. А 26 июня 2015 года СБУ задержала одного из руководителей полка милиции особого назначения «Беркут», причастного к расстрелам.

Далее Шокин обещал довести до логического завершения уголовное производство по обвинению мэра Харькова Геннадия Кернеса (еще не сделано), допросить всех причастных к продаже канала «Интер» (результатов нет) и внести в ВР представление о снятии неприкосновенности с главы Апелляционного суда Киева Антона Чернышенко (который прятал деньги в мантию, выносил неправомерные решения и вообще сбежал). Последнее Шокин все-таки сделал, хотя и не вовремя.

Тем не менее, все же два своих обещания глава ГПУ выполнил. Он смог создать единый реестр преступлений против Евромайдана и возобновил графу «Назначения» на сайте Генпрокуратуры. Достаточно ли этого для выполнения поставленных задач – решать депутатам.

По состоянию на 17 июля 106 парламентариев подписались за отставку Шокина с должности. Однако для рассмотрения вопроса увольнения генпрокурора необходимо собрать 150 подписей. Среди экспертов на вопрос о вероятности сбора нужного количества подписей отвечают утвердительно. Сомнение вызывает голосование парламента за соответствующее постановление.

«Я думаю, что подписей за отставку они соберут достаточно. Но, дело в том, что голосов за отставку, скорее всего, не хватит. То есть, 226 голосов они могут не собрать. Ведь вряд ли Президент позволит, чтобы парламент снял прокурора – потому что это для него будет некоторым плохим знаком, подрывом его авторитета, а также унижением. Поэтому я думаю, голосов не хватит. А вот инициирование самой отставки перед выборами – хорошая информационная кампания, особенно на фоне последних коррупционных скандалов, которые возникали в ГПУ. Я думаю, эта тема будет педалироваться и в дальнейшем, особенно в «Самопомощи» и «Радикальной партии Олега Ляшко», которые являются инициаторами этого процесса», – рассказал в комментарии «Слову и Делу» политолог Руслан Бортник.

Что же касается оценки работы Шокина, то, по словам эксперта, его деятельсность крайне неоднозначна. «Оценить работу Шокина можно не слишком однозначно, потому что старт был очень громким – арест Ефремова, Чечетова… а затем эта деятельность затихла и сошла на нет. Но все же я не хотел бы однозначно об этом говорить, потому что насколько мне известно, есть определенные вопросы к состоянию здоровья генпрокурора, поэтому могли быть объективные вещи, которые не позволили Шокину так же ярко продолжить работу дальше. Но факт остается фактом: ни один громкий коррупционный процесс, инициированный Генпрокуратурой, не прошел судебной стадии, никто не наказан и ничего не завершено», – отмечает Бортник.

Тем не менее, по его мнению, альтернативной кандидатуры сейчас нет. К тому же, частая смена глав ГПУ ни к чему хорошему не приводит. «Я не вижу более адекватной кандидатуры сейчас. Я не думаю, что Президент согласится, чтобы эту должность на время занял Давид Сакварелидзе. Это будет продвижением грузинской команды. Это у нас уже третий генеральный прокурор чуть больше чем за год, частая смена генпрокуроров приводит к деморализации органов, к понижению авторитета каждого следующего прокурора. Мне кажется, нужно дать чуть больше времени главе ГПУ, нельзя их так часто менять. Шокин, кстати, – не худший прокурор среди последних. По крайней мере, его деятельность наиболее заметна на фоне Махницкого или Яремы», – подчеркнул Бортник.

Что ж, в отставку Шокина по инициативе депутатов и вправду слабо верится. Ведь уволить протеже и кума Президента – значит пойти против него самого. А в чем-в чем, но во влиятельности Порошенко сомневаться точно не приходится. Куда вероятнее то, что Виктор Шокин покинет пост главы ГПУ по состоянию здоровья, чем позорно уволенный парламентом. И может так будет лучше для всех.

Анастасия Оратовская, специально для «Слово и Дело».

АКТУАЛЬНОЕ ВИДЕО