Рекордное количество упоминаний в СМИ и соцсетях по поводу работы новой патрульной полиции на улицах столицы свидетельствует о длительных ожиданиях украинцев хотя бы каких-то результатов реформ. Следует признать: анализируя первые 2 дня работы полиции, свидетели этого реформаторского чуда в целом давали больше положительных оценок работы новых стражей правопорядка.
Как и прогнозировали в МВД, работа патрульных будет касаться не только наведения порядка на дорогах, улицах города, задержания правонарушителей и реагирования на вызовы, но и важной задачей будет также изменение имиджа представителей правоохранительных органов в обществе. Что касается проекта патрульной полиции в Киеве - то нынешнему руководству МВД удалось достичь положительных изменений. Кроме внешнего вида, полиция поражает своим вежливым поведением, не берет взяток, говорит по-украински и реагирует на все потребности жителей столицы. Так, автор этого материала стал свидетелем того, как полицейский в одном из дворов столицы не стал пассивным наблюдателем за неудачными попытками водителя припарковать свое авто между тесными рядами машин, а искренне и с энтузиазмом помог ему успешно выполнить маневр.
Кроме всего, руководство новой патрульной службы уже просит киевлян комментировать, критиковать и высказывать пожелания по работе полиции в социальных сетях - для этого были открыты соответствующие страницы. Такая открытость и понятность в подходах к своей работе нравится большинству граждан, а действия патрульной службы действительно больше напоминают работу качественной сервисной службы помощи, чем контрольно-карательную функцию государства. Выбрана очень правильная стратегия, в основе которой лежит уже давно апробированный в американских мегаполисах принцип реагирования на «незначительные» правонарушения. Так называемая «теория разбитых окон», сформулированная в 1980-х годах американскими социологами, рассматривает мелкие правонарушения как индикатор ухудшения криминогенной обстановки в целом. То есть, реагируя на такие правонарушения, полиция осуществляет профилактику общей ситуации с преступностью в городе.
Среди главных критических замечаний в адрес новой патрульной службы - неопытность полицейских. Их обвиняют в неумении грамотно и правильно оформить протокол, решить конфликтную ситуацию, задержать правонарушителя. Хотя все эти критические замечания теперь больше напоминают спланированные информационные атаки. Так, в соцсетях появились сообщения о том, что патрульные из-за своей неопытности уже в первый день работы якобы потеряли две единицы табельного оружия и повредили несколько новых патрульных автомобилей. Данную информацию уже опровергли в МВД - она не соответствует действительности. Итак, имеем все признаки спланированных информационных атак, направленных и против руководства МВД, и против самого воплощения реформы милиции. Кроме того, по оценкам экспертов, неопытность столичных полицейских следует больше рассматривать как плюс, ведь набор курсантов проводился «с нуля», только 10% нынешних патрульных ранее работали в правоохранительных органах. «Опыт других стран показывает, что для работы патрульных оптимально шесть месяцев обучения. Но и трех месяцев достаточно, чтобы интенсивно научиться азам этой деятельности. Далее они будут получать опыт уже на улице, на ходу. Только практика может показать, чему они научились, а чему - нет», - отмечает эксперт Центра политико-правовых реформ и «Реанимационного пакета реформ» Александр Баньчук.
Некоторые эксперты вообще настаивают на ликвидации всех предыдущих правоохранительных структур, чтобы начать новый отбор кадров и ввести новую философию деятельности по охране правопорядка. Так, руководитель Центра «Третий сектор» Андрей Золотарев считает, что для реальной реформы новое подразделение должно создаваться при полной ликвидации старых структур. «Если здоровые клетки внедряются в нездоровый организм, то они также инфицируются. Поэтому оставлять систему МВД как есть и встроить в нее какие-то новые элементы - мне кажется, это тупиковый путь. Нужно полностью убирать старую систему и строить новую. Вспомните спецназ ГАИ «Кобра». Он был грозой нарушителей, а затем его судьба стала очень печальной, так как через некоторое время сотрудникам этого подразделения стали присущи недостатки, которые имело и имеет нынешнее ГАИ », - считает эксперт.
И хотя закон «О национальной полиции» еще не вступил в действие, в МВД уже анонсировали, что новая патрульная служба до конца лета может появиться в Одессе, Львове и других крупных городах. Кроме того, министр внутренних дел Арсен Аваков на днях распустил ГАИ в г. Николаеве, а также отправил на переаттестацию инспекторов в Донецкой области. Таким образом, ожидается, что и в этих регионах вскоре заработает новая патрульная полиция. Правда, эксперты отмечают, что министерству не стоит торопиться с введением в действие новой патрульной службы, ведь до вступления в силу закона «О национальной полиции», статус и действия нынешних полицейских можно поставить под сомнение в судебном порядке.
Удачное начало с реформированием ГАИ и милицейской патрульной службы в подразделения полиции состоялось не без труда и настойчивости команды грузинских реформаторов. В частности, патрульную службу курирует первый заместитель министра внутренних дел Эка Згуладзе. Выбор был не случайным: чиновнице удалось удачно наладить работу грузинской полиции в середине 2000-х годов. Сейчас Украина идет тем же путем: в посольстве США сообщили, что уже в ближайшие месяцы американцы выделят для организации патрульной полиции в Одессе, Киеве, Львове, Харькове и других городах еще 15 млн. долларов. Кроме того - обеспечат инструкторами и помогут с оснащением. В продолжение сравнения с реформированием патрульной службы в Грузии, следует вспомнить о масштабах: первые грузинские полицейские появились на улицах Тбилиси летом 2005 года, их было 1339 человек, что составляло лишь 83 патрульных экипажей. Зарплата грузинских полицейских составляла на тот момент 250 долларов. Что касается только Киева, то к исполнению обязанностей приступили около 2000 патрульных, которые будут следить за порядком в городе в составе 200 экипажей. Зарплата полицейских составит около 8 тыс. гривен в месяц, что на данный момент составляет чуть больше 360 долларов. Предупреждая упреки скептиков, стоит заметить, что учитывая масштабы Украины, времени и денег на подготовку и реализацию реформы нужно гораздо больше, чем этого требовала ситуация в Грузии.
Жители столицы, не скрывая восторга от новых патрульных полицейских, не теряют лишней возможности протестировать умение новых охранников правопорядка. Похожую реакцию общества можно было в свое время наблюдать и в Тбилиси. Правда, впоследствии грузинская власть начала приучать граждан к тому, что полиция - сервисная служба, а значит для ее качественного функционирования требуется ответственное отношение самого общества к проблемам охраны правопорядка. Так, уже с 2011 года для всех абонентов сотовой и стационарной связи была введена ежемесячная абонентская плата за вызовы служб по чрезвычайным ситуациям, в том числе и полиции: такая плата сегодня составляет 0,12 долларов для физических лиц и 0,30 долларов - для юридических лиц.
Начало работы патрульной полиции - это не просто свидетельство реформ в стране. Это не только сигнал для общества, что власть способна на изменения под его давлением, но и свидетельство того, что самому обществу придется приложить значительные усилия с целью изменений. Ведь нельзя требовать от лучших патрульных качественного выполнения их долга, надеяться на своевременное реагирование на правонарушения и защиту своих прав, при этом нарушая закон в других сферах - например, распивая алкогольные напитки в общественных местах или паркуясь на газонах в центре города.
Александр Радчук, специально для «Слово и Дело»