Налоги для автомобилистов: 25 тысяч гривен за «роскошь»

С 1 июля 2015 года автомобилисты обязаны платить транспортный налог на роскошные авто. Так, владельцы автомобилей с объемом двигателя более 3 л и возрастом не более 5 лет должны уплатить налог в размере 25 тысяч грн.

Такая норма была принята в рамках налоговой реформы. 28 декабря Верховная Рада по представлению Кабинета министров рассмотрела и приняла поправки в Налоговый кодекс. Так, с 1 января 2015 уже вступили в силу резонансные поправки, вводящие транспортный налог, новый акцизный сбор на автобусы и грузовой транспорт, акциз на электродвигатели, а также восстанавливают акцизный сбор на переоборудованные автомобили.

Плательщиками новых налогов, в т. ч. транспортного налога, являются лица как физические, так и юридические. Не обошли налоговые изменения стороной и иностранцев. Транспортный сбор считается местным налогом и является разновидностью налога на имущество. С его помощью (и в рамках децентрализации) будут наполняться местные бюджеты. Поэтому, исчисляется он по месту регистрации плательщика налога, тогда как нерезиденты будут платить его по месту регистрации транспортного средства. За каждый легковой автомобиль, что подпадает под указанные нормы, владельцу авто придется платить налог в размере 25 тысяч гривен в год, или 2083 гривны за каждый месяц владения. Для нового владельца налог начисляется с месяца приобретения права собственности. В то же время, если автомобилю более 5 лет, то платить транспортный сбор уже не нужно.

В Министерстве финансов от нового налога только в 2015 году ожидают 400 млн гривен бюджетных поступлений. Там сообщают, что налог на роскошные автомобили касается только 17 тыс. транспортных средств, или 1,3% от всего их количества.

Согласно новому налоговому кодексу, автомобилисты должны были до 1 июля получить уведомление об уплате налога и соответствующие платежные реквизиты. Владельцы авто должны уплатить налог в течение 60 дней, или же заплатить немалый штраф. В случае несвоевременной уплаты, в соответствии с нормами Налогового кодекса, на сумму налогового долга после окончания указанных сроков начисляется пеня в размере 120% годовых учетной ставки НБУ. Учитывая действующую ставку НБУ, размер пени составляет 36% за 1 год просрочки уплаты налога. Кроме пени на сумму согласованного обязательства начисляется еще и штраф. Он достигает 10%, если просрочка – менее 30 календарных дней, и 20% – если уплата не была произведена более 30 дней.

Эксперты считают новый налог нерациональным, поскольку нигде в мире не начисляется налог на объем двигателя. По словам главы Всеукраинской ассоциации автомобильных импортеров и дилеров Олега Назаренко, в мире взымается налог с мощности. Все ведущие автоконцерны мира делают ставку не на объем двигателя, так называемые атмосферники, а на турбинные двигатели. По его мнению, объем двигателя автомобиля абсолютно не является мерилом роскоши или достатка его владельца.

«Посмотрите, какие автомобили под налог не подпадают. Начиная с BMW X6 и заканчивая Porsche Panamera. А с другой стороны абсолютно бюджетный SsangYong (3.5 л) – уже считается «роскошным». Еще один момент. Дело в том, что нигде в мире нет так называемого двойного налогообложения, которое возникает с введением транспортного налога», – отметил Назаренко.

В целом же, можно считать, что украинцам еще повезло. Согласно первоначальному проекту налоговых поправок, в разряд облагаемых попадали автомобили с объемом дизельного двигателя от 2500 куб см.

И хотя под новый транспортный налог, который начал действовать в этом месяце, попали всего 1,3% машин, о других автомобилистах государство также не забыло. Еще с 1 января вырос акцизный сбор на легковые автомобили в зависимости от объема двигателя и срока эксплуатации, а также на переоборудованные легковые автомобили, которые были ввезены как коммерческие, то есть без уплаты акциза. А в качестве «компенсации» роста налогов правительство отменило сбор за первую регистрацию автомобиля. Поэтому по сути любой автомобиль в Украине окончательно стал роскошью. Особенно – если учесть цену на бензин.

Анастасия Оратовская, специально для «Слово и Дело».

АКТУАЛЬНОЕ ВИДЕО