Мораторий на покупку-продажу земли в Украине действует до 1 января 2016 года. Общество, а особенно сельских жителей, волнует вопрос: что будет после? Продлят ли власти мораторий на землю, и на какой период? Или же земельная реформа в стране, наконец, закончится и будет создан свободный рынок земли? «Слово и Дело» решило разобраться, готова ли Украина к отмене моратория на продажу земли.
В чем дело
Земля – один из ценнейших ресурсов Украины. За все время независимости государство так и не смогло по совести решить, стоит ли распродавать землю в частные руки. С тех пор и тянется самая долгая земельная реформа в мире: начиная с 1992 года, и вот уже 23 года, в Украине проходит процесс формирования рынка земли. Правда, пока все еще без самого рынка.
С одной стороны, проблема создания свободного рынка земли заключается в опасении монополизации. С другой – в потребности инвестиций в экономику. В любом случае, сейчас уже мало кто спорит с необходимостю создания рынка земли, правда речь идет о честном и конкурентном рынке. Такие условия возможно создать только путем подробного прописывания законодательной базы, которая регулировала бы мельчайшие вопросы.
Базовые нюансы
Эксперты не перестают спорить относительно сроков, форматов, условий и других нюансов, связанных с земельной реформой. Но, в принципе, все вопросы, связанные с формированием свободного рынка земли можно объединить в несколько.
Кто имеет право покупать украинскую землю. Пункт относительно которого годами ведутся споры. Одни говорят, что украинская земля должна оставаться только в украинских руках, другие – за полную либерализацию рынка: пусть покупает, кто хочет. И все же, «чешская» модель земельной реформы преобладает – Украина украинцам. В целом, предлагается следующее: продавать землю всем, но в перспективе. А пока, сохранить мораторий на торговлю землями сельскохозяйственного назначения для иностранцев минимум на 10 лет, то есть приоритетность покупки все же оставить за украинскими инвесторами.
Администрирование реформы. Экспертное общество, как и обычные граждане, боятся монополизации рынка земли несколькими игроками. А если по-серьезному, то олигархизации рынка земли. Такую картину отечественные специалисты наблюдали уже с приватизацией металлургической, химической и угольной отраслей. В результате, имеем таких промышленных «монстров», как Коломойский и Ахметов, которые и вовсе могут влиять на экономику и политику в стране. Второй вопрос – проблема коррупции, которую пока не удалось победить ни в одной сфере жизни государства. Администрирование реформы сводится к одному – меньше государства, больше общественности.
Когда продавать. В условиях тотального спада украинской экономики распродавать главное богатство страны действительно нецелесообразно. По крайней мере, этот вопрос можно поднять через 5 лет, когда политический и экономический кризис останется позади, а ВВП не будет пугать мизерными цифрами. Увеличится ВВП страны, улучшится инвестиционный климат – инвесторы дороже будут платить за землю. Схема далеко не нова.
Законодательные рамки. Еще одна проблема, которую необходимо решить перед запуском продажи земли – разработка границ. Пока не будут установлены четкие правила игры, инвесторы не станут бросаться на украинскую землю: человек, вкладывающий миллионы долларов должен четко понимать, в каких границах и как он может обрабатывать землю. Следствием решения этого вопроса должно стать реформирование статуса паев или же какая-то альтернатива.
Правительство выжидает
Обсуждение вопроса о создании рынка земли началось еще в марте и было инициировано Президентом Украины Петром Порошенко. Тогда Глава государства подчеркнул: «Мы наконец должны дать ответ на вопрос: что мы делаем с рынком земли, поскольку это политический вопрос и должен быть решен, особенно учитывая необходимость привлечения дополнительных инвестиционных ресурсов».
И хотя Президент называет земельную реформу ключевым вопросом реформирования всего агропромышленного комплекса, действия на этом поприще пока не впечатляют. Более того, в Министерстве аграрной политики утверждают, что Украина на сегодняшний день не готова к созданию рынка земли из-за несовершенного законодательства, недоверия и нехватки правовой грамотности сельского населения. Тем не менее, подготавливать и сельских жителей, и законодательную базу пока не спешат. А значит, вероятно, мораторию на продажу земли пока еще быть.
Анастасия Оратовская (Соснова), специально для «Слово и Дело»