Меньше месяца осталось до революционной ликвидации Государственной автомобильной инспекции (ГАИ) в Киеве, которую, в рамках реформы МВД, по всей Украине должна заменить новая, современная патрульная полиция европейского образца. Ни для кого не секрет – сегодняшней системе органов внутренних дел украинцы не доверяют, да и в возможность преодолеть коррупцию в рядах милиционеров тоже не особо верят.
Министр внутренних дел Арсен Аваков и его первый заместитель Эка Згуладзе пообещали, что уже в июне пузатых инспекторов-взяточников в Киеве заменят образованные и чтящие Закон патрульные полицейские, средний возраст которых составит от 21 до 35 лет. При этом, три четверти патрульных будут иметь высшее образование. В свою очередь, государство пообещало достойно оплачивать их работу, установив зарплату для патрульного полицейского в размере 8-10 тысяч гривен, что почти в три раза больше, чем было у обычного гаишника.
Ликвидация ГАИ и создание новой патрульной службы – только первый шаг реформирования системы правоохранительных органов. На сегодняшний день репрессивная и коррумпированная система органов внутренних дел не соответствует потребностям общества и уж точно не пользуется его доверием. По результатам опроса, проведенного социологической службой Центра Разумкова, сейчас в полной мере милиции доверяют лишь 2% граждан. При этом актуальность реформы МВД поддерживают две трети (66%) украинцев.
В экспертной среде оптимистов тоже немного. 86% опрошенных Центром Разумкова экспертов не согласны или скорее не согласны с тем, что работники милиции нацелены на сопротивление коррупции.
Нынешнюю авторитарную, политически ангажированную модель ОВД Украина получила в наследство от советской системы. За годы независимости милиция не только не была реформирована в соответствии с принципами демократии и верховенства права, но и превратилась в «адскую машину» подавления общественных протестов, а также источник коррупционных доходов сотрудников милиции.
РЕФОРМА МВД
Реформа силового ведомства, которую затеял Аваков, далеко не первая за годы независимости. С каждой сменой власти в Украине были попытки модернизировать систему правоохранительных органов, однако, как правило, процесс реформирования каждый раз переводился в режим «ручного управления» и использовался для реализации личных целей – милиция всегда использовалась как административный ресурс и источник теневых средств.
Предложенная правительством реформа МВД состоит из 4 основных законов: рамочный закон «Об органах внутренних дел», закон «О Национальной полиции» и еще два закона, которые будут дополнительно регулировать деятельность органов внутренних дел.
«Разработка и принятие Закона Украины «Об органах внутренних дел» является важной частью всей той масштабной реформы, о которой мы говорим. МВД как министерство будет главным органом исполнительной власти, который направляет, координирует и контролирует деятельность остальных элементов системы внутренних дел. МВД больше не будет министерством милиции, это будет широкое европейское Министерство внутренних дел, а национальная полиция будет жить самостоятельной и профессиональной жизнью в составе общей концепции», – заявил Аваков на заседании Кабмина, представляя разработанные Министерством законопроекты.
Ну а для того, чтобы на улицах украинских городов появились обещанные полицейские, Верховная Рада должна принять соответствующий закон «О национальной полиции». Причем, сделать это необходимо уже до 1 июня, для того, чтобы патрульная служба могла работать по новым правилам.
Сегодня в столичной Национальной академии внутренних дел учится две тысячи кадетов новой патрульной службы. Обучают новобранцев американские профессионалы из Калифорнии и представители американских SWAT, а также украинские специалисты. По словам Авакова, украинские полицейские используют опыт западных коллег и будут работать по принципу презумпции своей правоты. То есть, если Вы нарушили закон, Вас сначала доставят в территориальный орган милиции для выяснения всех обстоятельств, а затем, если Вы не согласны с действиями правоохранителей, Вы сможете их обжаловать.
«Вот, например, останавливает полицейский премьер-министра, а при вас бумаги (удостоверения – Ред.) нет, и даже если есть неприкосновенность, то мы сначала везем в участок, устанавливаем личность, потом, после того, как выясним кто вы, скажем, что вы свободны», – объяснил на примере Яценюка глава МВД.
Громкие заявления главы МВД и премьер-министра, которые звучали накануне, говорят о том, что парламент все-таки поддержит закон о полиции и через месяц в Киеве, вместо привычных машин ГАИ, мы увидим не просто красивую обертку с новым названием, но и почувствуем существенные изменения.
МНЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННОСТИ
Между тем, сегодня в Киеве состоялось открытое общественное обсуждение законопроектов в рамках реформы МВД, в ходе которого эксперты раскритиковали соответствующие документы. В частности, эксперт группы по реформированию публичной администрации «РПР» Александр Банчук заявил, что отмена презумпции невиновности увеличит количество заявлений украинцев в Европейский суд по правам человека, а Украина проиграет все эти дела и будет платить за них из Госбюджета.
Согласен с таким мнением и руководитель экспертного Центра политико-правовых реформ Игорь Колиушко. Специалист говорит, что проект закона «Об органах внутренних дел» прописывает кадровую политику в органах правопорядка, хотя это должен регулировать закон о госслужбе. Он также добавил, что данный законопроект полностью не соответствует Конституции и действующему законодательству, а в комплексе представленные законопроекты от МВД могут и вовсе породить вертикаль коррупции в системе правоохранительных органов.
В свою очередь, представитель Министерства внутренних дел, который присутствовал на обсуждении, заявил, что ведомство готово отозвать законопроект «Об органах внутренних дел» и доработать его с учетом замечаний общественности.
Хочется верить, что нынешнее руководство силового ведомства действительно имеет целью реформировать существующую репрессивную милицейскую систему в эффективный правоохранительный орган, который будет защищать права и свободы украинцев. Но, как показывает горький опыт, не всем обещаниям слуг народа можно верить.
Возьмем, к примеру, главного инициатора реформы украинской милиции, главу Министерства внутренних дел – Арсена Авакова. Система народного контроля «Слово и Дело» зафиксировала 123 обещания министра, 26 из которых Арсен Борисович провалил. То есть, если главный милиционер страны не может сдержать собственное слово об элементарной кадровой чистке в восточных регионах Украины и уволить предателей-милиционеров, то можно ли с уверенностью говорить о каких-то глобальных изменениях в структуре МВД? Красивые слова мы уже слышали, хочется наконец увидеть действия.
Роман Калиниченко, специально для «Слово и Дело»