Мифы медреформы. Сохранение и развитие медицинских учреждений – ответственность местной власти

Читати українською
Валерий Дубиль

Продолжаю опровергать мифы медреформы. Ранее мы уже обсудили, сможет ли на самом деле каждый украинец выбрать себе семейного врача и действительно ли нехватка врачей не помешает реформе. Также я объяснил, почему нагрузка на врача не может быть такой же, как и в Европе. Сегодня опровергаю миф о том, что местная власть полностью ответственна за развитие и закрытие медицинских учреждений.

В прошлом году Рада приняла два закона, которые меняют организационно-правовую форму функционирования медучреждений. Вместе с этим изменились и полномочия местной власти по их содержанию.

Разговоры о том, что после реформы сохранением и развитием медицинских учреждений должна заниматься исключительно местная власть, являются всего лишь очередным мифом. Об этом – в материале народного депутата Валерия Дубиля.

Первый – закон №2002. Согласно ему, бюджетные больницы и поликлиники реорганизуются в государственные или коммунальные предприятия. Местная власть, ранее полностью содержавшая больницу, теперь просто не может вмешиваться в текущую хозяйственную деятельность созданных ею предприятий (Хозяйственный кодекс, ст. 19, 23, 55, 62).

Конечно, местная власть может давать деньги на развитие своих коммунальных предприятий. Но на это она или должна взять деньги в своем местном пустом бюджете или получить их субвенциями по централизованным программам развития (а их выделение уже прямая ответственность правительства), либо привлекать инвестиции и кредиты под свои гарантии. Но кредиты и инвестиции надо отдавать, а для этого больницы должны начать зарабатывать, и зарабатывать так, чтобы иметь свободные средства и возможность возвращать кредиты.

Главный вопрос – формирование источников доходов больниц. И здесь самое интересное. Во втором «реформаторском» законе – №2168-19 «О государственных финансовых гарантиях» говорится, что государство полностью финансирует оказание медицинской помощи из средств государственного бюджета. Статья 4. Вся специализированная помощь оплачивается государством!

А в прошлогоднем законе об автономизации (№2002) источниками доходов медицинских учреждений могли быть или бюджетные средства путем заключения договоров на медицинское обслуживание населения с различными распорядителями бюджетных средств, или деньги от населения, а также другие источники. Больница могла оказывать платные услуги только те, которые не оплачиваются государством. Если же вся специализированная помощь оплачивается государством, согласно закону №2168-19, то больница не может предоставлять эти же услуги платно, согласно закону №2002. Она может принимать только небольшие суммы за сопутствующие услуги (так называемые гостиничные услуги – проживание в отдельных палатах, питание, услуги сиделок и др.).

Итак, единственным источником получения денег для автономизированных больниц в регионах является государственный бюджет за оплату по договорам на медицинское обслуживание населения. И нет разницы, кто будет заказчиком: если Национальная служба здоровья, то деньги государственного бюджета пойдут в медицинское предприятие непосредственно из Киева, если региональная власть – это те же централизованные деньги, только переданые в регионы через механизм медицинской субвенции. Так, единственным ответственным за формирование источников доходов больниц и поликлиник в регионах стали правительство и правящая коалиция в ВР. Именно они формируют источник финансирования деятельности медучреждений – медицинскую субвенцию и централизованную программу финансовых гарантий.

Исходя из показателей ВОЗ относительно минимального уровня расходов на охрану здоровья (6%) и доли теневой экономики (44%) оптимальный объем финансирования охраны здоровья 348 миллиарда гривен (бюджет и средства пациентов). А поскольку «реформаторскими законопроектами» определен единственный источник финансирования – государственный бюджет, то именно столько в год стоит финансовая ответственность правительства за функционирование и развитие больниц в регионах. Правительство не сможет справиться с такой ответственностью, ведь в бюджете невозможно аккумулировать суммы, достаточные для финансирования системы медицинского обслуживания в регионах.


Подписывайтесь на наши аккаунты в Telegram и Facebook, чтобы первыми получать важные новости и аналитику.


Загрузка...