Год после аннексии: Как изменилась жизнь крымчан

Читати українською

С момента «псевдореферендума» в Крыму, на котором 97% жителей полуострова проголосовали за присоединение к России, прошел год, но до сих пор полуостров остается зависимым от Украины.

Экономика Крыма от присоединения к России только пострадала, заявляют эксперты, пишет «Слово и Дело» со ссылкой на «Сегодня».

И главной причиной этого является географическое положение аннексированного региона, говорят эксперты. На сегодняшний день транспортное сообщение по суше через Украину почти полностью блокировано, по воздуху – невозможно из-за санкций против авиакомпаний, принятых ЕС и Украиной, а по морю через Керченский пролив – недостаточно и неудобно.

«В блокаде регион будет долгие годы и частному бизнесу там не выжить. Крым и в Украине был дотационным, поэтому наш Госбюджет в чем-то выиграл, сэкономив до 1,5 млрд грн в год. Но потеряна здравница, где ежегодно недорого отдыхали 4 млн наших сограждан», – говорит экс-секретарь Кабмина Виктор Лисицкий.

Обещанное повышение зарплаты ощутили только крымские бюджетники и пенсионеры, так как у них доходы выросли в 2,5-3 раза. «Но таких – не более 10% населения, – отмечает Президент Украналитцентра Александр Охрименко. – А остальные трудоспособные работали на промышленных предприятиях, продукция которых шла на экспорт, в портах, на судостроительных заводах, в сельском хозяйстве, занимались турбизнесом и сервисом».

«Сейчас есть понимание, что пока ничего не изменится в России, вернуть Крым не удастся и нам придется искать долгосрочную стратегию», – отмечает политолог Владимир Фесенко.

«За год наши политики потеряли иллюзии о возможности быстро вернуть полуостров. Украине нужно определиться: или мы изолируем Крым, за чем последует разрыв всех связей, или сохраняем торговые связи, оставляя себе плацдарм для экономической реинтеграции АРК. А дальше возможна и политическая», – объясняет Фесенко.

В свою очередь, профессор политологии НаУКМА Алексей Гарань убежден, что возвращение Крыма – перспектива не одного дня.

«Военным путем мы его вернуть не можем, значит должны стать экономически привлекательными для Крыма – провести реформы, продолжить курс на евроинтеграцию, и тогда возможно воссоединение, как это было с Восточной Германией», – убежден Гарань.

Сами же крымчане по-разному оценивают этот год: «Зарплаты выросли, но у госчиновников, а у тех, кто работает, например, в сфере услуг, все по-прежнему», – рассказывает житель Алушты Андрей Филиппенко. «Курортный сезон не полностью провалился, но русские, которых стало больше в Крыму, приезжали скорее осмотреть свои новые «владения», – рассказывает крымчанин Филиппенко.

«Подняли зарплаты и пенсии, стало как-то спокойнее – нет никаких митингов. Думаю, что еще лучше будет, когда построят мост через Керченский пролив», – такого мнения жительница Симферополя Алиса Иванова.

Больше всего от оккупации пострадали крымские татары. «Были попытки переформатировать состав Меджлиса и добиться, чтобы его возглавил лояльный к властям человек, но нам удалось отбить атаки. У нас серьезные проблемы с мероприятиями и свободой слова. Крымско-татарские СМИ до сих пор не могут зарегистрироваться, а с 1 апреля их работа будет невозможна без лицензии», – объясняет заместитель председателя Меджлиса Нариман Джеляль.

В свою очередь, к годовщине аннексии Крыма «Слово и Дело» подготовило инфографику, в которой продемонстрировало зависимость полуострова от материковой Украины.

ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM

самое важное от «Слово и дело»
Поделиться: