Крым в условиях тоталитарной трансформации

Читати українською

Нынешняя власть Российской Федерации форсированными темпами внедряет в Крыму настоящий тоталитарный режим. Для этого используются все имеющиеся методы: прямой террор против инакомыслящих, создание криминогенной среды, увеличение количества военных и секретных объектов, отказ от введения рыночных механизмов конкурентоспособной самодостаточной экономики и переход на дотационное обеспечение федерального округа.

За последний год жителей полуострова постигли четыре главных признака тоталитаризма: преследование и террор против инакомыслящих, информационная и идеологическая пропаганда, милитаризация общества и отсутствие свободного экономического рынка. Мировое сообщество молча наблюдало за тоталитарными трансформациями Крыма, хотя и фактически ограничило все возможные контакты с оккупированной частью Украины. Сейчас Крым – непризнанная всеми ключевыми мировыми игроками очередная «серая зона», которую нагло оккупировала Россия по примеру Абхазии, Южной Осетии, Приднестровья.

В частности, последние недели ознаменовались очередным давлением на права и свободы коренных жителей – крымских татар. Инициатором этих процессов является российская оккупационная власть полуострова. Так, на днях так называемый глава правительства Крыма Сергей Аксенов в очередной раз инициировал процесс исторического унижения коренных жителей Крыма, предложив проверять получение справки о реабилитации в Узбекистане, на территорию которого бывшая советская власть депортировала крымских татар. Кроме того, на прошлой неделе власти Крыма таки лишили лицензии и прекратили вещание крымскотатарского телеканала ATR – пожалуй, одного из последних медийных каналов, оказывавшего сопротивление официальной прокремлевской пропаганде во всех сферах жизни полуострова.

Жизнь в Крыму постепенно напоминает сцены из страниц оруэлловских произведений. Задача на данном этапе – максимально подавить любое проявление инакомыслия, которое отличается от официальной прокремлевской линии тоталитарного режима Владимира Путина. Для этого на полуострове не гнушаются такими методами, как ограничение массовых собраний, похищение и избиение людей, обыски жилья и другие методы прямого и косвенного террора. Частично все эти действия осуществляются при активном участии криминалитета. При этом, «на откуп» за верную службу режиму, бандиты получают возможность контролировать остатки еще функционирующего местного бизнеса, или просто – право «отжимать» понравившуюся недвижимость, землю, магазины.

Правда, сама российская власть действует так же, только оставляет для себя более сочные куски «крымского пирога». Так, недавно Совет министров оккупированного Крыма передал в собственность РФ имущество крупнейшего на полуострове детского лагеря «Артек»: а это земельный участок площадью 218 га, 175 зданий, причалы, стадион на 7 тыс. мест, автомобили, мебель, компьютеры и другое движимое и недвижимое имущество детского оздоровительного лагеря, которое до оккупации находилось на балансе Государственного управления делами. Не обошла судьба «национализации» и крымского имущества некоторых украинских олигархов. Недавно вице-премьер-министр России Дмитрий Рогозин похвастался в соцсетях фотографиями крымской дачи экс-губернатора Донецкой области Сергея Таруты, которую представители местной «самообороны» захватили после аннексии Крыма. А в комментариях к фотографиям он выразил удовлетворение по поводу того, что комплекс, который входит в активы корпорации «Индустриальный союз Донбасса» (ИСД) и площадь которого составляет около 25 га, был «национализирован» нынешней оккупационной властью Крыма.

Окончательная цель российских властей – превратить Крым в мощную военно-морскую базу. Не исключено, что и с размещением на полуострове стратегического ядерного оружия. «Российская Федерация проводит в оккупированном ею Крыму реставрацию ядерных хранилищ и перевозит туда ядерное оружие», – недавно сообщил народный депутат и уполномоченный Президента Украины по делам крымско-татарского народа Мустафа Джемилев. Количество российских военных и боевой техники постоянно растет. Так, министр обороны России Сергей Шойгу в конце марта этого года отчитывался, что на территории полуострова сформированы 96 соединений, воинских частей и организаций, а их общая численность может достигать 30 тысяч человек.

Чтобы ни у кого не было иллюзий относительно окончательного процесса тоталитарной трансформации оккупированного полуострова, стоит упомянуть и то, что экономика Крыма фактически не развивается. Главная доходная часть бюджета автономной республики ранее формировалась за счет выручки от туризма. Теперь же показатели данной отрасли пострадали от многократного падения, главными причинами которого стали изоляция и военный конфликт на Донбассе.

Последний красноречивый показатель – уровень дотаций Крыма из федерального бюджета России. Кроме репутационных потерь, санкций и международной изоляции, правительству РФ приходится идти на еще одну жертву – выделять около 125 млрд рублей дотаций в экономику полуострова. К слову, уровень финансирования одного Крыма сопоставим с ежегодными дотациями сразу двух регионов – Дегестана и Чечни. А сама экономика Крыма за последний год добавила к собственному бюджету только 34 миллиарда рублей, то есть около 660 млн долларов. Самое интересное, что сами крымчане в экономическом плане так ничего так и не выиграли от оккупации полуострова Россией. Об этом красноречиво свидетельствуют цифры: в 2013 году общий объем доходов бюджета АРК составил 4,8 млрд грн. В то время по курсу 8 грн/долл. – это те же 600 млн долларов. Получается, что призрачное «благосостояние» крымчан сплошь обеспечено дотациями из федерального бюджета России, а значит после прекращения такой «донорской помощи» экономику Крыма ждет масштабный коллапс. Однако в тоталитарных государствах об этом не задумываются – прозрение происходит неожиданно, в тот самый момент, когда умирает очередная империя.

Александр Радчук, специально для «Слово и Дело».

ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM

самое важное от «Слово и дело»
Поделиться: