Бюджет Киева-2015: игра на выживание

Читати українською

Депутаты Киевсовета наконец приняли бюджет столицы на 2015 год. За документ проголосовали 85 депутатов – большинство из них входят в депутатскую фракцию «УДАР-Солидарность». Согласно утвержденной смете, в 2015 году бюджет Киева получит 22 млрд 215 млн гривен доходов, тогда как расходы ожидаются на уровне 20 млрд 301,5 млн гривен.

Дискуссии по поводу наполнения и расходов столичной казны продолжаются с осени прошлого года. Впрочем, главным образом с критикой подхода к формированию бюджета Киева в основном высказывались общественные активисты и эксперты. Депутаты же Киевсовета поддержали позицию мэра столицы Виталия Кличко, который уже успел назвать утвержден бюджет столицы «прозрачным и честным». «Это – первый прозрачный и честный бюджет столицы за многие годы. До принятия здесь, в сессионном зале, мы его представили и обсудили с общественностью. Мы вынуждены реализовывать ряд непопулярных решений правительства, но мы приложили все усилия для того, чтобы сохранить социальные стандарты, к которым привыкли киевляне», - отметил столичный мэр уже после принятия документа.

Исходя из базовых цифр сметы столицы, в 2015 году профицит бюджета составит 1 млрд. 915,3 млн. гривен. Именно это, по мнению депутатов Киевсовета, дало возможность в тяжелый для экономики страны период сохранить некоторые социальные льготы для населения. В частности, речь идет о сохранении бесплатного питания для школьников 1-4 классов, увеличение расходов на закупку медикаментов и оказание материальной помощи и лечения участников АТО. «Несмотря на экономический кризис, проект бюджета достаточно неплохой – поступления в общий фонд ожидаются на 2 млрд. Больше, чем в 2014, государственных субвенций запланировано на 820 млн., из которых 5 – на образование и здравоохранение. Около 140 млн будет предусмотрено на программу экономического и социального развития. 240 млн ожидается получить от платы за землю, 380 млн. – от продажи земли, 100 – от продажи имущества, 170 – от долевого участия инвесторов», – отметил председатель бюджетной комиссии Киевсовета Андрей Странников.

На социально-экономическое развитие столицы в 2015 году планируется потратить 2,7 млрд гривен. В частности, финансирование предусматривает завершение реконструкции Почтовой площади (на это предусмотрено более 32 млн гривен), строительство и реконструкцию автодорог (в частности, на строительство пресловутого Подольского моста предусмотрено 37,5 млн гривен), капитальный ремонт дорог – 120 млн гривен.

Говоря о данных цифрах, не следует забывать о рекордном уровне роста инфляции в стране. В общем, в 2015 году киевлян ожидает уменьшение финансирования во всех сферах жизнедеятельности города. Депутаты избегают главного вопроса – изменения самой сути наполнения бюджета столицы.

Ведь известно: основная структура наполнения бюджета Киева в 2015 году так и не изменилась – половина доходов общего фонда бюджета города составят налоги на доходы физических лиц. В условиях стагнации экономики – такой подход заранее не гарантирует выполнения бюджета столицы. Кроме того, городские власти предлагают увеличить поступления в бюджет за счет привычных методов: увеличение в 2 раза стоимости на проезд в транспорте, рост коммунальных тарифов для граждан. Согласно бюджету, зарплата киевлян за год должна увеличиться в среднем на 7%, но из-за инфляции и роста цен индекс реальной зарплаты – то есть количество товаров и услуг, которые можно купить за среднемесячную зарплату, – уменьшится примерно на 5%.

Новая киевская власть не прислушалась к предложениям общественности и экспертов – так и не начав анонсированных на выборах действий по ликвидации коррупционных схем и наполнения бюджета за счет других источников. А такими источниками могут быть:

1. Наведение порядка с учетом и налогообложением земли. Это, прежде всего, касается дискуссий вокруг анонсированного скандального Генплана Киева до 2025 года, в котором фактически предлагается легализовать все земельные махинации предыдущих лет.

2. Налогообложение объектов коммерческой недвижимости. Однозначно, депутаты могли бы существенно увеличить налогообложение для торгово-развлекательных и бизнес-центров: нынешняя киевская власть закрепила налогообложения за 1 кв. м коммерческой недвижимости на уровне 64 коп. Это беспрецедентно низкий уровень налоговой ставки, который заставляет задуматься каждого рядового киевлянина о борьбе новой власти с коррупцией. Зато депутаты не забыли о налогообложении жилой недвижимости киевлян: за каждый метр квартиры, большей 60 кв. м, и дома, большего 120 кв. м, в бюджет столицы нужно будет отчислять по 12 грн/м.

3. Увеличение паевых взносов от застройщиков. Эксперты фиксируют крайне заниженные ставки по аренде столичной земли. Все это происходит за счет реализации коррупционных схем и связанных с ними сомнительных договоров аренды. Об объемах «черного» рынка аренды киевской земли свидетельствуют следующие цифры: только в Печерском районе столицы общественными активистами обнаружено около 70 строительных площадок на месте парков, спортивных и промышленных объектов и земель городского благоустройства общей площадью около 94,98 га. Арендная ставка на основании составленных договоров составляет всего 3% (около 33грн/мес. за сотку, или 30 коп. за 1 кв.м), в то время, как рыночная стоимость аренды составляет около 100 грн в месяц за 1 квадратный метр! Учитывая, что площадь застройки всех столичных участков составляет около 37 млн кв.м, наведение порядка в сфере арендных ставок могло бы увеличить бюджет города в разы.

4. Наведение порядка с МАФами и увеличения поступлений от коммунальных предприятий. Та же ситуация и со столичными киосками: их количество составляет около 22 тысяч. В 2014 году городские власти отчиталась о демонтаже только 1680 незаконно установленных МАФов. Получается остальные – размещены на законных основаниях? Почему тогда бюджет Киева в 2014 году недополучил около 56 млн. гривен от запланированных поступлений от долевого участия владельцев киосков?

Причины такого отношения к формированию бюджета столицы две: во-первых, Киевом управляют люди, которые заинтересованы в лоббировании своих бизнес-интересов, а во-вторых, общественность города до сих пор не принимает участия в управлении городом. Бюджет Киева на 2015 год не принес существенных изменений в подходах новой столичной власти в вопросах поиска новых источников увеличения доходов города. В целом он демонстрирует устойчивый тренд на защиту крупного бизнеса и капитала за счет увеличения нагрузки на средний и малый бизнес и уменьшение социальных расходов. Для рядовых киевлян это означает только одно: 2015 не станет переломным для столицы – она так и останется некомфортным, грязным и аварийным городом с плохой инфраструктурой и высокими расценками на проживание.

Александр Радчук, специально для «Слово и Дело»

***

Редакция «Слово и Дело» может не разделять точку зрения автора. Редакция не отвечает за достоверность и толкование приведенной информации и выполняет исключительно роль ее носителя.

ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM

самое важное от «Слово и дело»
Поделиться: