Сергей Тигипко — человек второй свежести

Читати українською

На официальном сайте Сергея Тигипко во всех разделах вновь красуется словосочетание «Сильная Украина», единственным лицом которой и есть сам Сергей Леонидович. Единственное изменение – в цветовой гамме старого бренда теперь доминирует желтый цвет.

Нет, это не сон. Мы вновь стали свидетелями возрождения «вечно молодого» Сергея Тигипко, который ну никак не хочет очутиться под обломками предыдущей власти.

Похоже, что циничнее политики может быть только бизнес. Именно такими подходами руководствовался господин Тигипко, когда в 2011 году он обменял свою политическую силу «Сильная Украина» на высокий пост в правительстве Николая Азарова, а также гарантированную квоту в списке «Партии регионов». Следует отметить, что Сергей Леонидович полностью инкорпорировался в систему ценностей ПР: после ликвидации «Сильной Украины», он стал заместителем председателя «Партии регионов». Сколько же на самом деле членов «Сильной Украины» перешли в ряды ПР – точно сказать сложно. «Партия регионов», фактически, выкупила бренд господина Тигипко, который при удачном инвестировании в свою партийную структуру смог бы «откусить» от 2 до 5% голосов потенциальных избирателей "регионалов" на парламентских выборах 2012 года.

Впрочем, после известных событий на Майдане в конце 2013 и в начале 2014 года, господин Тигипко оказался одним из немногих политиков, который смог удачно «отстраниться» от негатива, связанного с «Партией регионов» и ее фракцией в парламенте. На партийном съезде он всерьез предлагал поддержать свою кандидатуру на пост президента. Однако в ПР отвергли предложения господина Тигипко и на выборы он пошел сам. Кроме того, это стало достаточным поводом для того, чтобы исключить Сергея Леонидовича из партии. Уже 8 апреля 14 народных депутатов-регионалов, близких к Тигипко, в том числе и он сам, заявили о выходе из «Партии регионов» и фракции ПР в Верховной Раде, а также о создании оппозиционной к действующей власти депутатской группы.

Надежды на реванш и планы на будущее Сергей Тигипко строит исходя из достаточно высокого результата на внеочередных выборах президента в 2014 году. Он единственный из «видных» регионалов смог набрать достаточно высокий процент поддержки избирателей - 5,23%. Господин Добкин, которого поддержала вся структура ПР, получил результат всего в 3,03% голосов избирателей.

Таким образом, Тигипко вновь использует свое имя для реинкарнации в большой политике. Учитывая тот негатив, который к осени еще успеет собрать действующая власть, а также отсутствие серьезных электоральных противников в южных и восточных регионах страны, партия «Сильная Украина» имеет все шансы попасть в парламент 8-го созыва.

Уже сейчас идет массированная подготовка избирательного штаба партии. На телеканалах, радио и Интернете появляется все больше новостей, в которых присутствует название «Сильная Украина» и фамилия господина Тигипко. Все это – верные признаки обычного форсированного наступления в масс-медиа накануне избирательной кампании. Денег на партию и ее продвижение у Сергея Леонидовича достаточно. Команда, как таковая, ему не нужна. Он сам себе бренд.

А вот с новыми смыслами – проблема. «Достижение мира в стране, возрождение экономики и спасение социальной сферы», - рассказал о главных задачах партии в своем видеообращении господин Тигипко. «Залогом возрождения экономики в «Сильной Украине» считают борьбу с коррупцией, улучшение инвестиционного климата, прежде всего, для малого и среднего бизнеса, а также защиту и расширение рынков сбыта для украинских производителей за счет Европейского Союза», - говорится во все том же обращении политика. Для сравнения, в 2010 году среди программных целей тогда еще не ликвидированной партии было создание условий для развития предпринимательства (уменьшение количества органов контроля, упрощение регистрации предприятий), борьба с коррупцией, налоговая реформа, реформа ЖКХ, свободный рынок земли.

Что мешало Сергею Леонидовичу воплотить хотя бы часть этой программы, будучи на посту вице-премьер-министра и министра соцполитики в правительстве Николая Азарова? Для этого у него было целых 2 года в исполнительной власти. Кроме того, после похода в Кабмин, политик уже более 2 лет является народным депутатом Украины, при этом большую часть времени – в правящем большинстве.

Сегодня главный месседж, с которым Сергей Тигипко вновь собирается побеждать во главе реанимированной «Сильной Украины» - экономический прагматизм. Дерегуляция, дебюрократизация и децентрализация - это то, что в заявлениях Сергея Леонидовича встречается на протяжении последнего периода чаще всего. Но постойте! Это уже было: вспомним так называемую «налоговую реформу», которую курировал господин Тигипко. Не ее ли «успешная реализация» подкинула дровишек в котел революции на Майдане?

В ходе президентской кампании 2014-го года Сергей Леонидович громко уверял, что реформирует государственный аппарат и ликвидирует основания для возникновения коррупции. И хотя президентом он и не стал, очевидно, что шансы реализовать соответствующую инициативу у него были еще в правительстве Азарова. Анализируя заявления политика, журналисты портала «Слово и Дело» не нашли даже намеков на то, что соответствующее обещание было выполнено хотя бы частично.

Или взять, к примеру, другое обещание политика по поводу повышения заработной платы госслужащих в 2013 году на 50%. Чем не экономический прагматизм во времена знаменитого «покращення»? Но по итогам 2013-го года рост заработных плат Госкомстат так и не констатировал. За счет чего собирается строить собственные успехи Сергей Леонидович на этот раз - тоже неизвестно. Другой постулат, или скорее ценность, как отмечается на обновленном сайте «Сильной Украины», - социальная защита. Интересный факт: находясь на должности вице-премьер-министра в правительстве Азарова, Тигипко планировал ввести специальный ваучер, по которому каждый чернобылец сам будет выбирать то учреждение, куда он хочет ехать лечиться. Выдача ваучеров на лечение "чернобыльцев" должна была начаться еще летом 2012 года, однако, в связи с тем, что Кабмин и Минсоцполитики не внесли изменений в соответствующие нормативно-правовые акты, система так и не была запущена. Соответственно возникает риторический вопрос, в случае победы партии «Сильная Украина», мы снова услышим оправдания, мол, «не успели, не смогли, заговоры» по поводу социальных инициатив Сергея Леонидовича?

Господин Тигипко страдает хроническим популизмом. Например, очень хочется увидеть, как он сумеет создать 6 миллионов рабочих мест до 2020 года, или обеспечить энергетическую независимость Украины, или организовать 1500 сельских кооперативов. «Популизма не будет - только хорошая конструктивная работа. Конечно, эффективная. Знаете, подход «мы очень хотели, но не смогли» людям уже, мягко говоря, не интересен», - заявил господин Тигипко в одном из своих недавних интервью в разгар президентской избирательной кампании.

Ну и напоследок два очень важных наблюдения.

Во-первых, возрождение партии – это очередной PR-ход господина Тигипко. Однако, здесь и возникает проблема доверия к политику: посудите сами, ведь ранее он заявил о ликвидации партии и «слиянии» с «Партией регионов». Выходит, в свое время он банально пошел на обман тех избирателей, которые голосовали за него как за частичку ПР?

Во-вторых, есть еще одно бревно в глазу – проблема с эффективностью. В последнее время среди политиков и в экспертной среде стало модно говорить о том, что современную политику реформ в Украине должны создавать настоящие топ-менеджеры, специалисты по тем или иным вопросам. Проще говоря - эффективные управленцы, которые не просто говорят, но и отвечают за свои слова. Если проанализировать рейтинг эффективности Тигипко, то его успешность в части выполнения обещанного лишь 30%. Зато процент не выполненного составляет более 40%. Следовательно, если такая ситуация с лидером в старой-новой «Сильной Украины», то что говорить о рядовых кадрах партии?

Очевидно, Сергей Тигипко и его бренд «Сильная Украина» имеют высокую вероятность вновь занять кресла в сессионном зале парламента. И, скорее всего, прогнозируя такую ситуацию, к политсиле господина Тигипко примкнут и другие «осколки» ПР, которые очутились за бортом политических изменений, потрясших страну за последние полгода. Кто будет в команде Сергея Леонидовича, и как это повлияет на результат его партии во время предвыборной кампании – нам предстоит узнать уже в ближайший месяц. Как всегда, оценивать политика будут избиратели – это еще одна возможность для всех граждан Украины продемонстрировать, действительно ли страна стремится к изменениям и смогут ли вместе с КПУ кануть в лету и другие политики старой формации.

Александр Радчук, обозреватель информационного портала «Слово и Дело»

Источник: korrespondent.net

ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM

самое важное от «Слово и дело»
Поделиться: