Хотят ли русские войны?..

Читати українською

Никита Орлов, Виктор Солев - 02.03.2014

Сегодня Украина стоит перед самым серьезным вызовом за время своего недолгого независимого существования. От того, насколько компетентны и своевременны будут шаги власти, мудры и самоотверженны действия народа, будет зависеть вся последующая история нашего Государства. Скажем сразу – в народе мы не сомневаемся. Ну а качеством и ответственностью власти новейшая история нашу страну никогда не баловала. Привыкли. Изменим.

Внезапно?..

Итак, Украина стала участником мощной геополитической игры. К сожалению, в качестве объекта, а не субъекта. Двадцать лет это прогнозировалось различными экспертами и аналитиками. С того самого момента, как Леонид Кравчук принял спорное (преступное?) решение об отказе от ядерного потенциала (третьего в мире), подсунув державе вместо реальной безопасности дешевую бумажку под названием «Будапештский меморандум», который сегодня, как выяснилось, не стоит даже бумаги, на которой он напечатан.

За шаг до войны или технологии в действии

Мы наблюдаем четкий и не завуалированный политический конфликт между Украиной и Россией, которая имеет к нашей стране, судя по всему, территориальные претензии. Конфликт, имеющий шансы перерасти в военный. В масштабах Крымской автономии или всей Украины – не суть важно.

Российская армия уже начала активные (еще не боевые) действия, а Украинская - приведена в полную боевую готовность. Мы не обольщаемся на тему обороноспособности нашей страны, которая системно разрушалась на протяжении всего периода независимости, но факт политического решения новой украинской власти отмечаем.

Технология, которую применяет российское политическое руководство для оправдания своей деятельности на территории суверенного государства, не нова. Ее можно обозначить, как «защита прав мирного российского населения от агрессии». Аналогичные методики уже применялись в ходе Осетинского и Абхазского конфликтов.

А если посмотреть еще глубже в историю, то небезынтересно будет ознакомиться с Нотой правительства СССР, что была вручена послу Польши 17 сентября 1939 года. Там также говорилось о «недееспособном правительстве» и «нелегитимных органах власти», а также о «неспособности защитить права украинцев и белорусов на территории Польши».

Это, что касается Крыма. Параллельно запущен сценарий, скопированный с методики «Правого сектора» и «Самообороны» по захвату административных учреждений в областях. Единственное отличие – участие иностранных граждан, слоганы и символика.

В один день – 1 марта – юго-восток Украины был дестабилизирован. Произошли волнения и попытки штурмов областных администраций в Харькове, Донецке, Одессе, Николаеве, Херсоне. То есть, - в так называемом «бело-голубом» поясе, где сильны не столько пророссийские, сколько антимайдановые настроения.

Самопровозглашенные, до вчерашнего дня мало кому известные вожаки маргинальных антиукраинских партий и общественных организаций, начали провозглашать себя губернаторами при поддержке многотысячных, явно собранных под них специалистами митингов. К сожалению, нет уже  никаких сомнений, что на усиление слабых украинских сепаратистских организаций были брошены хорошо обученные и подготовленные российские гражданские «друзья».

Визуально, юго-восток превратился в кипящий котел концентрированного сепаратизма и ненависти к Украине, особенно – к западной, майдану, «Правому сектору», националистам и новой власти. В корпоративных войнах иногда применяется простонародная терминология «построить песочницу». Это значит создать противнику такие условия, чтобы он постоянно отвлекался от генеральной линии противостояния. Именно такие «песочницы» строит российское руководство в юго-восточных областях, не давая новому правительству максимально сосредоточиться на Крыме, который и есть главной целью текущей экспансии.

«Крымский вопрос»: политико-правовой аспект

Теперь, давайте проанализируем более детально «Крымский вопрос». Претензии на эту территорию в России никогда не ослабевали. Чего уж греха таить, Крым всегда считался в РФ «неотъемлемой частью»», а Севастополь – городом русской славы. Без вариантов. Передача полуострова Никитой Хрущевым из состава РСФСР в УССР (в соответствии с указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 февраля 1954 года), начиная с 1991 года, называлась подавляющим большинством российских политиков преступной ошибкой Хрущева.

Сегодня российское политическое руководство не сомневается, что пришло время исправить досадное недоразумение и вернуть «историческую справедливость». Как минимум.  Как максимум, возможно, - прихватить еще значительную часть Украины с ее основными промышленными активами. Ну, и совсем уж сладостный для Кремля сценарий – это усадить обратно на украинский «трон» свою политическую марионетку – Виктора Януковича.

Самое интересное, что и первый вариант совсем не легче третьего. Ведь вернуть себе Крым без грандиозного скандала у России не получится. Несмотря на пафосный стиль и низкую практическую ценность, все еще действует Меморандум, подписанный 5 декабря 1994 года в Будапеште Украиной, Соединенными Штатами, Великобританией и Россией.

В нем четко говорится о том, что страны «гаранты» будут уважать суверенитет и территориальную целостность Украины. А также, подтверждают свое обязательство воздерживаться от угрозы силой или ее применения против территориальной целостности или политической независимости Украины и что никакие их вооружения никогда не будут применены против Украины, кроме как в целях самообороны или каким-либо иным образом в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций.

Верховная Рада Украины о Меморандуме вспомнила, и на своем закрытом заседании 2 марта приняла решение обратиться к странам «гарантам» с просьбой исполнить записанные обязательства и не допустить разрушение территориальной целостности страны.

Кризис управления и уязвимость власти

К сожалению, приходится констатировать, что кроме апеллирования к Меморандуму, у украинской власти нет других действенных способов противостоять агрессии. Власть неспособна защитить самостоятельно ни себя, ни украинский народ. Ни от внешних, ни от внутренних врагов.

Давайте будем объективными: в Украине после революции еще и близко не выстроена действенная вертикаль власти. Сильно влияние радикалов («Самооборона», «Правый сектор» и прочие, теперь уже военизированные, формирования), отдельные действия которых, как наглядно демонстрирует невменяемый Саша Белый и ему подобные, не укрепляют, а деморализуют страну, дискредитируют истинные ценности Майдана на Востоке и Западе.

Совершенно очевидной стала и беспомощность власти на востоке страны. Лишь только ставшие на путь самоорганизации боевые отряды сепаратистов уже заявили о себе, как о полноценной силе. И сразу же начали под их диктовку приниматься незаконные и антиконституционные решения. Управляемость процессом равна нулю.

Вроде бы есть украинская армия, которая приведена в боевую готовность. Но очевидна ее неспособность на равных сдерживать вторжение извне хорошо подготовленного агрессора. Все это напоминает историю столетней давности: Центральная Рада, Директория, марширующие по Киеву полки и батальоны новой украинской армии, которые никто в деле так и не увидел, и погибшие под Крутами студенты-романтики, что пошли защищать Украину от большевиков…

Очень печально для новой власти, что не удалось воспрепятствовать бегству из страны низложенного президента. Виктора Януковича не смогли задержать, и он оказался в стране потенциального агрессора. Более того, по всем нормам украинской Конституции и международного права, его положение абсолютно двусмысленно. Ведь ни отставки, ни импичмента не было. А значит, он вполне может называть себя президентом в изгнании. Да еще и претендовать на возвращение ему киевского «престола». История знает массу примеров подобных «возвращений».

Они всегда одинаковы – «возвращенец» является чистой марионеткой в руках агрессора. Пешкой, которая уже никогда не станет ни королем, ни ферзем. Отдельный вопрос к самому Виктору Януковичу. Он не может не понимать, что больше ему полноценным правителем не быть. Его максимальный предел – повторение судьбы гетмана Павла Скоропадского, который с апреля по декабрь 1918-го продержался «правителем» Украины на немецких штыках, а потом был отправлен на свалку истории за ненадобностью.

То есть, Янукович, скорее всего, все понимает, но его устраивает такая роль? Он ослеп от ненависти к Майдану, или люто ненавидит всю Украину целиком? Только он сам может дать ответ на этот вопрос…   

 

3+3 «орешка» для Золушки

Сегодня перед Украиной несколько дорожек и в конце трех из них - не очень положительный финал.

Вариант первый, не самый худший, как ни кощунственно это звучит. Украина, как минимум утратит Севастополь (например, будет объявлено об экстерриториальном статусе города, а военное присутствие, в том числе и аренда, станут бессрочными), как максимум – всего Крыма.

Как это ни странно, но есть даже полулегальный вариант отторжения полуострова. К примеру, если Верховная Рада Украины и Государственная Дума РФ придут к согласию отменить Указ Президиума Верховного Совета СССР от 1954 года. Честно говоря, нам очень непросто представить обстоятельства, при которых наш парламент проголосует за ТАКОЕ решение, а народ его примет. Но история знавала и не такое…

Вариант второй, самый худший для Украины и большинства ее регионов. Россия, воспользовавшись смутой на юго-востоке, введет армию во все «сложные» регионы, руководствуясь пресловутой «защитой прав русского населения». После чего, будет объявлено о создании некого нового квази-государственного формирования, которое не признает никто, кроме самой России. Украина окажется разделенной, а отхваченные области быстро превратятся в эрзац Осетии, Абхазии или Приднестровья.

Для юго-востока это полная гуманитарная катастрофа. Нищета, уничтожение производства, закрытие шахт, которые и так нерентабельны, коррупция, вседозволенность князей, преступность, резко опустившиеся люди… полная бесперспективность и безысходность. Плюс холодная война для России.

Вариант третий – худший для новой власти, и просто отвратительный для Украины. Он состоит как раз в возвращении на «трон» никому уже не нужной в Украине марионетки Януковича. Править он не будет, а лишь карать и награждать. Причем, так, как того хотят его кремлевские хозяева.

Для большей части Украины – это тоже смутные времена, поскольку грядет раскол (западная часть страны не станет признавать агрессию, а россиянам галицко-волынская территория тоже особо не нужна) и массовая эмиграция. Другое дело, что так продолжаться бесконечно не будет и рано или поздно, народ сможет избрать нового правителя, который вновь начнет реальное движение по пути воссоздания независимости.   

Вариант четвертый – возвращение к статусу-кво до начала противостояния. Он крайне неоднозначен для России и ее президента, которому сложно будет выйти из ситуации, сохранив свое лицо в первозданном виде, - без челки и характерных усиков над верхней губой, которые сейчас народ активно дорисовывает на всяких плакатах, постерах и демотиваторах. 

Вариант пятый – возвращение к статусу-кво плюс децентрализация власти в пользу регионов и максимально широкой автономией Крыма, при сохранении территориальной целостности Украины. Это, конечно, не Бородино для России, но где-то недалеко – можно вещать о том, как благодаря героическому вмешательству российских миротворцев, удалось «принудить к миру» украинских «националистов», которые вынуждены были пойти на уступки и дать русскоговорящим регионам широкие права для культурного самоопределения. При этом, украинской власти никто не будет мешать рассказывать о своей политической победе над агрессором и сохранении целостности Украины. Тем более, что Кабмин, по словам Владимира Гройсмана, уже сейчас намерен принять ряд решений, направленных на децентрализацию власти и передачу больших полномочий на места.

Вариант шестой – денонсация Харьковских соглашений и выдавливание российского военного контингента из Крыма. Вариант, конечно, справедливый, но очень романтичный на сегодняшний день - по причине того, что это будет означать окончательную политическую смерть российского президента, к чему тот, мягко говоря, не стремится и сделает все возможное для предотвращения подобного. А может он немало.

Мы, конечно, очень низко оцениваем вероятность кулуарных договоренностей между РФ и, скажем, США и ЕС о разделе Украины. Все же, не те времена сейчас, да и помнят в Европе, что значит «политика умиротворения» на примере отдельно взятого господина Шикльгрубера. И к обязательствам своим относятся к некоторым пиететом.

Остановиться же сейчас  Путину вряд ли уже удастся, это будет его личным тяжелым поражением. Скорее всего, он будет идти дальше, слишком уж сильно закручен маховик агрессии. Но вот любой следующий его шаг, неминуемо приведет к жесткой обратной реакции от цивилизованного мира. Это будет означать не больше и не меньше, как начало новой «холодной» войны.

В свое время такую войну с треском проиграл Советский Союз. Россия гораздо скромнее бывшей великой супердержавы по своему потенциалу. Нет уже и Варшавского блока. Нет двухполюсного мира. И создать его у Владимира Путина не получится. 

В свое время, Никита Хрущев сумел остановиться в шаге от развязывания последней в истории человечества войны. Так, быть может, у Путина все же хватит сил отказаться от последней в истории России «холодной» войны, которая принесет так много бед такому количеству народов?

ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM

самое важное от «Слово и дело»
Поделиться: