Больше двух месяцев продолжается блокада пунктов пропуска на западной границе Украины. Польские перевозчики (иногда также организации из Венгрии и Словакии) требуют, чтобы Евросоюз отменил «транспортный безвиз» для Украины. Ситуация привела к напряженности в отношениях двух стран, а также к убыткам в полтора миллиарда долларов для Украины. С назначением в Польше нового правительства во главе с Дональдом Туском появилась надежда на урегулирование ситуации. На инфографике «Слово и дело» – как разворачивались события на границе.
В марте Европейский союз продлил еще на год – до июля 2024-го – действие Соглашения о либерализации грузовых перевозок между Украиной и блоком. Ключевой пункт так называемого транспортного безвиза – украинские перевозчики могут выполнять перевозки в страны ЕС без разрешений. У европейских перевозчиков есть такая же возможность, импортируя товары в Украину.
Польским перевозчикам не понравилась «чрезмерная конкуренция» после либерализации международных перевозок, и они угрожали блокировать границу, если ЕС не отменит «транспортный безвиз».
Непосредственно блокада началась 6 ноября сразу на трех из четырех пунктов пропуска: «Гребенное – Рава-Руская», «Корчевая – Краковец» и самом большом – «Дорогуск – Ягодин». С 23 ноября был заблокирован также ПП «Медика – Шегини».
Акцию протеста инициировал недавно созданный Комитет защиты перевозчиков и работодателей в сфере транспорта. Одним из лиц акции стал владелец логистической фирмы, глава люблинской ячейки антиукраинской партии «Конфедерация» Рафал Меклер.
По информации Министерства инфраструктуры Польши у протестующих такие требования:
- возврат разрешений для украинских перевозчиков;
- ужесточение требований перевозок в рамках сертификатов Европейской конференции министров транспорта;
- запрет регистрации в Польше компаний с капиталом за пределами Евросоюза;
- получение доступа к украинской системе «Шлях»;
- отдельные очереди для машин из ЕС в системе «єЧерга»;
- выделение отдельных очередей для пустых автомобилей.
Сначала польские перевозчики обещали пропускать в Украину все военные и гуманитарные грузы, а также одну машину в час, но в реальности они не выполняют эти условия. В конце ноября в Мининфраструктуры заявили, что через границу не пропускают гуманитарную помощь.
А в начале декабря появилась более тревожная информация: организации, предоставляющие военную помощь ВСУ, сталкиваются с задержками поставок критически важных товаров из-за блокады границе. В Польше задержку военных грузов отрицают.
Правительство Польши отреагировало на блокаду лишь в конце ноября. Мининфраструктуры предложило отменить обязательную регистрацию в системе «єЧерга» транспортных средств, которые возвращаются из Украины в ЕС. Также было предложено ЕС создать совместный комитет для анализа влияния «транспортного безвиза» на рынок автомобильных перевозок ЕС.
Из-за такой запоздалой реакции Дональд Туск обвинил правительства Матеуша Моравецкого в бездействии в ситуации с блокадой.
1 декабря Украина и Польша договорились о некоторых мерах для разблокирования границы:
- открытие пункта пропуска «Угринов – Долгобичув» для проезда пустых грузовиков;
- создание в системе «єЧерга» отдельных пасов для пустых транспортных средств на пунктах пропуска «Ягодин – Дорогуск» и «Краковец – Корчева»;
- запуск пилотного проекта с регистрацией в «єЧерга» непосредственно перед пересечением границы на пункте пропуска «Нижанковичи – Мальховице» сроком в один месяц.
К 4 декабря Украина выполнила все требования. Но урегулировать ситуацию на границе это не помогло, в очередях по-прежнему тысячи грузовиков.
11 декабря поляки разблокировали пункт пропуска «Ягодин – Дорогуск», однако длилось это недолго – 18 декабря блокада возобновилась.
В Польше тем временем было назначено новое правительство: премьер-министр Дональд Туск заявил, что есть способ и учесть интересы протестующих, и разблокировать украинскую границу.
Напомним, президент Владимир Зеленский на пресс-конференции выразил надежду, что новое правительство Польши приостановит блокаду границы с Украиной.
ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM
самое важное от «Слово и дело»