Забастовка на границе: Найем объяснил, почему требования польских перевозчиков останутся без ответа

Читати українською
Глава Госагентства восстановления Мустафа Найем прокомментировал забастовку польских перевозчиков и пояснил, почему их требования не выполнят.
фото facebook.com/Mustafanayyem

Требования польских перевозчиков о возврате разрешений для Украины бесперспективны. Соглашение о либерализации грузовых перевозок автомобильным транспортом было ратифицировано всеми членами ЕС и подписано между Евросоюзом и Украиной, а не с отдельными странами.

Об этом заявил глава Государственного агентства восстановления и развития инфраструктуры Мустафа Найем во вторник, 7 ноября, в Facebook.

ЗСТ Украины с другими странами: как менялся экспорт и импорт товаровКак менялся экспорт и импорт товаров между Украиной и странами, с которым действует зона свободной торговли – на инфографике.

«Сейчас очень важно спокойно декларировать и зафиксировать два важных тезиса. ПЕРВЫЙ: Украина не намерена даже обсуждать возвращение к разрешительной системе», – написал он, комментируя начатую польскими перевозчиками акцию блокирования трех пунктов пропуска на границе.

«ВТОРОЙ: главной причиной подписания Соглашения о грузовых перевозках были нарушения Соглашения об углубленной и всеобъемлющей зоне свободной торговли (ЗСТ) между Украиной и ЕС. Война только ускорила этот процесс, за что мы благодарны всем нашим соседям и партнерам», – добавил Найем.

Он пояснил, что Соглашение о ЗСТ запрещает ухудшать условия взаимного доступа на рынок, тогда как Польша предоставила Украине в 2016 году квоту 200 тыс. разрешений, тогда как в 2021 году – 120 тыс., при росте общего товарооборота со странами ЕС почти на 45%.

Глава Госагентства добавил, что Польша также прямо нарушала права Украины, в частности статью 5 «Свобода транзита» Генерального соглашения по тарифам и торговле, к которому Украина присоединилась 5 февраля 2008 года, которая предусматривает свободу транзита через территорию каждой стороны по маршрутам, наиболее удобным для международного транзита.

«Например, только в 2021 году из-за кризиса с польскими разрешениями мы потеряли до 500 млн евро только потому, что разрешения элементарно закончились, а новые польская сторона давать отказалась. Кто помнит, рынок тогда просто стал», – отметил Найем.

Он подчеркнул, что разрешительная система была искусственным барьером для осуществления свободной торговли, ограничивая не только двустороннюю торговлю, но и транзит украинских товаров в странах ЕС.

Напомним, днем 6 ноября на границе началась забастовка польских перевозчиков. Сообщалось о блокировании движения грузового транспорта в направлении пунктов пропуска «Ягодин-Дорогуск», «Краковец-Корчева», «Рава-Русская-Гребенное». Также было затруднено движение машин как на въезд так и на выезд из Украины.

Официально украинская сторона пока не получала требований от участников пикета, но известно, что они выступают за отмену транспортного безвиза – то есть, возвращение к системе разрешений на грузовые перевозки, отдельные полосы и отдельные очереди для грузовиков с номерами ЕС и пустых, доступ к системе «Шлях».

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ В GOOGLE NEWS

и следите за последними новостями и аналитикой от «Слово и дело»
Поделиться: