После западных танков Украина добивается от союзников поставки современных истребителей. Пока Украина получила лишь советские МиГ-29 от Польши и Словакии, в то время как главная цель – американские F-16. Эти самолеты стали бы значительным вкладом в формирование эффективной противовоздушной обороны, а также помогли бы держать российскую авиацию подальше от границы Украины. Что известно о перспективах их получения – на инфографике «Слово и дело».
Прошлый летом в оборонном бюджете на 2023 год США предусмотрели 100 млн долларов на обучение украинских пилотов. В Воздушных силах ВСУ восприняли это как серьезное намерение Штатов поставлять авиационную технику.
В августе министр обороны Алексей Резников сообщил, что Украина обсуждает с партнерами получение западных образцов танков, вертолетов, самолетов и ракет большой дальности.
После успешного наступления ВСУ в Харьковской области издание Financial Times со ссылкой на высокопоставленного представителя Пентагона сообщило, что США и союзники обсуждают вопрос целесообразности предоставления Украине истребителей. Речь, правда, была о средней и долгосрочной перспективе.
Преодолев в начале года табу в виде западных танков, Украина стала активно продвигать месседж о том, что теперь нужны современные самолеты. В январе западные источники и дипломаты рассказали Politico, что между союзниками уже ведутся дебаты о поставках истребителей – обсуждение лоббирует сама Украина при поддержке стран Балтии.
А в Воздушных силах сообщили, что список пилотов, которых хотят обучить на F-16, уже готов и утвержден командованием.
Однако в январе-феврале президент США Джо Байден дважды заявил, что F-16 Украине пока передавать не будут – приоритеты в помощи другие. Поскольку истребители американского производства, другим странам, которые захотели передать свои F-16, пришлось бы согласовывать вопрос с США.
Польша в то же время заявила о готовности обучать украинских пилотов на F-16.
В начале марта в СМИ появилась информация о том, что два украинских пилота находятся на военной базе в Штатах для тренировки на симуляторах истребителей. Как потом рассказали в ВВС Украины, по оценке американцев, украинские пилоты смогут научиться управлять F-16 менее чем за полгода.
В апреле представитель Воздушных сил Юрий Игнат сообщил, что украинская инфраструктура уже готова к потенциальному использованию F-16: по его словам, есть десятки разных аэродромов, которые можно использовать для полетов. «Также есть участки автомобильных дорог, которые специально определены в разных регионах, где могут садиться самолеты с ограниченным движением транспорта. Это нормальная практика всех стран мира. А в воюющей стране инфраструктура должна быть сделана. Открою небольшую тайну – это уже делается давно», – рассказывал Игнат.
Сейчас Украина связывает решение Запада о передаче истребителей с результатами будущего контрнаступления. Хотя, как сказал глава МИД Дмитрий Кулеба, с F-16 «контрнаступление было бы гораздо быстрее и удалось бы сохранить гораздо больше жизней украинских солдат и гражданских».
Премьер Нидерландов Марк Рютте на днях заявил, что его правительство вместе с Данией, Британией, США и некоторыми другими сторонами в Европе интенсивно обсуждают возможность передачи Украине F-16.
Напомним, из инфографики «Слово и дело» можно узнать, сколько истребителей обещали Украине союзники.
Также мы сравнивали американские истребители F-16 и советские МиГ-29.
Глава ГУР Кирилл Буданов высказывал мнение, что Украине для перелома в войне необходима штурмовая авиация, прежде всего А10 Thunderbolt II. Мы сравнивали этот штурмовик с F-16.
ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM
самое важное от «Слово и дело»