Нуждается в детализации: юрист оценил президентскую инициативу по экономическому паспорту

Читати українською
Что предусматривает законопроект об экономическом паспорте украинца и как его оценивает юрист, читайте в материале.
Слово и дело

Президент Владимир Зеленский подал в Верховную раду законопроект об экономическом паспорте украинца. Документ предусматривает, что плата за использование недр будет скапливаться на персональных счетах детей украинских граждан. Детальнее о том, что предусматривает законопроект и как его оценивает юрист, читайте в материале «Слово и дело».

Владимир Зеленский обещал ввести экономический паспорт еще в своей предвыборной программе. Аналогичное обещание есть в предвыборной программе партии «Слуга народа».

Изначально законопроект об экономическом паспорте украинца появился в Верховной раде в январе 2020 года. Его автором был депутат от «Слуги народа» Дмитрий Костюк. В то же время, эта инициатива не внесла конкретики.

Что предполагает законопроект

Ключевой момент, который предусматривает президентский законопроект №6394 – создание Фонда будущих поколений. В Офисе президента объяснили, что активы участников Фонда будут формироваться из взносов из бюджетных средств, поступивших от уплаты ренты за пользование недрами для добычи полезных ископаемых, и инвестиционного дохода от размещения и инвестирования средств участников Фонда.

Государственные взносы будут производиться ежегодно на каждого участника Фонда до достижения им 18 лет. Будут начисляться средства украинцам, родившимся после 1 января 2019 года.

На что можно использовать средства:

  • обучение в учебных заведениях Украины;
  • покупку собственного жилья на территории Украины;
  • перевод средств на свой счет в системе негосударственного пенсионного обеспечения;
  • лечение (при достижении 18-летнего возраста).

В то же время, досрочно будет возможность получить средства для лечения тяжелых заболеваний (рак, инфаркт миокарда, инсульт, коронарное шунтирование, почечная недостаточность, трансплантация жизненно важных органов и другие критические заболевания).

Активы Фонда будут храниться в государственном банке, у которого есть лицензия на осуществление деятельности по хранению активов пенсионных фондов. Ежегодный государственный взнос на одного участника Фонда определяется в размере двух минимальных заработных плат на 1 января соответствующего календарного года.

Как формируются поступления:

  • 70% рентной платы за пользование недрами для добычи полезных ископаемых общегосударственного значения (в 2023 году – 35% с ежегодным увеличением на 5% до достижения 70%);
  • 95% рентной платы за пользование недрами для добычи нефти, природного газа и газового конденсата (в 2023 году – 47,5% с ежегодным увеличением на 5% (кроме последнего года, в котором увеличивается на 2,5%) до достижения 95%);
  • рентная плата за пользование недрами в пределах континентального шельфа и/или исключительной (морской) экономической зоны Украины (в 2023 году 50% с ежегодным увеличением на 5% до достижения 100%).

Указанные поступления предусмотрены в проекте государственного бюджета на 2022 год и составляют 69 млрд гривен.

Первый годовой государственный взнос в 2023 году составит 21,8 млрд грн из расчета 2 размеров минимальной заработной платы (7 176 грн) и прогнозной статистики рождаемости.

На момент первых выплат в 2037 году сумма средств фонда составит 1832 млрд грн за счет взносов государства и полученного инвестиционного дохода от размещения средств в государственные ценные бумаги.

Глава налогового комитета Даниил Гетманцев уточнил, ожидается, что дети, которые будут иметь экономический паспорт и получать на спецсчета средства от рентных платежей, на момент достижения совершеннолетия будут иметь на счетах по 10 тысяч долларов в эквиваленте (в гривне с учетом инфляции).

«Пока мы говорим только о ренте. Рента распределяется между детьми, которые родились и имеют экономический паспорт украинца. Если эта сумма меньше установленного законопроекта, то разница дотируется за счет государства», – пояснил Гетманцев.

Также Зеленский подал на рассмотрение в ВР связанные законопроекты, которые вносят изменения в Налоговый, Бюджетный, Уголовный кодексы и Кодекс об административных правонарушениях.

Эти документы должны урегулировать осуществление государственных взносов в систему экономического паспорта, освобождение от налогообложения средств, привлеченных в пользу участников Фонда, и дохода, полученного налогоплательщиком из Фонда, а также вопросы, связанные с нарушением интересов участников Фонда.

Как законопроект об экономическом паспорте оценивает юрист

Адвокат Геннадий Дубов в комментарии «Слово и дело» отметил, что проект закона «Об экономическом паспорте», по его мнению, является рамочным и призван очертить архитектуру институтов, обеспечивающих реализацию идеи накопления и последующей выплаты части бюджетных средств, полученных от рентных платежей.

Он пояснил, что около двух третей проекта посвящены правовому статусу (порядок формирования, полномочия и т.д.) субъектов системы экономического паспорта, а также их взаимодействию.

Такими субъектами называются:

  • Фонд будущих поколений;
  • администратор Фонда;
  • компания по управлению активами Фонда;
  • хранитель Фонда;
  • администратор Единого социального реестра.

«То есть непосредственно Фонд является одним из пяти субъектов системы, в то же время основная сущностная нагрузка деятельности такой системы, на мой взгляд, лежит на администраторе Фонда, компании по управлению активами Фонда, хранителе Фонда. Именно эти субъекты по логике проекта осуществляют управление и хранение активов Фонда (включая инвестирование средств Фонда). В то же время, по меньшей мере, два из трех (а возможный вариант, что и все три) перечисленных субъектов существуют в форме юридических лиц частного права, а компания по управлению активами Фонда и хранитель – могут принадлежать частным лицам, не имея ни одной доли государственной собственности», – отметил адвокат.

По мнению Дубова, законопроект действительно нуждается в детализации, но скорее на уровне подзаконных актов.

«Собственно, в тексте говорится о необходимости их принятия, в частности, в форме положений, которые должен утвердить Кабмин», – пояснил эксперт.

Реальность получения средств по описанной в документе схеме, учитывая, что первые возможные выплаты должны быть осуществлены в срок свыше 16 лет, Дубов оценил в 50% (т.е. средства либо будут получены, либо не будут).

«Нюансов даже во время поверхностного общего анализа очень много, но основным я бы назвал попытки построения системы, в которой пытаются соединить государственные и частные структуры для (фактически) управления бюджетными средствами», – считает адвокат.

Он пояснил, что фактическое управление средствами должно осуществляться полностью частной компанией по управлению активами.

«В то же время, интересно то, что возможности для инвестиций, например, в ценные бумаги существенно ограничены тем, что такими могут быть только украинские государственные облигации. Акций условной Tesla или Apple на средства фонда купить будет нельзя, что подвергает сомнению вообще необходимость наличия в «схеме» такого звена как КУА», – резюмировал Дубов.

В целом, по мнению эксперта, как гипотетически будет работать такая система, предусмотреть невозможно, поскольку чего-то подобного в украинской практике пока не существует.

Напомним, обещание ввести экономический паспорт украинца было в предвыборной программе Владимира Зеленского.

Ранее мы также писали, противоречит ли множественное гражданство, которое предлагает ввести Зеленский, Конституции Украины.

Анастасия Дячкина, специально для «Слово и дело».

Регулярну добірку актуальної перевіреної інформації від «Слово і діло» читайте в телеграм-каналі Pics&Maps.

Получайте оперативно самые важные новости и аналитику от «Слово и дело» в вашем VIBER-мессенджере.

ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM

самое важное от «Слово и дело»
Поделиться: