Реставрация Союза: чего ожидать от интеграции Беларуси и России

Читати українською
Александр Радчукполитолог

Уже в конце этой осени Россия и Беларусь могут подписать новое «углубленное» соглашение о взаимной интеграции с созданием союзных надгосударственных структур ‒ правительства и парламента.

По крайней мере, разговоры об этом продолжаются с конца весны 2021 года, а конкретные шаги лидеры двух государств продемонстрировали 9 сентября, согласовав на встрече в Кремле 28 так называемых «дорожных карт» по интеграции Беларуси и России.

Стремление к восстановлению «Советского Союза 2.0» Россия и Беларусь лелеяли еще с конца 1990-х. Правда, каждая из стран делала это с собственной геополитической целью. Александр Лукашенко, начиная свою многолетнюю президентскую каденцию в далеком 1994 году использовал эту тему для получения экономических и политических преференций от Кремля, никогда до последнего по-настоящему не реализуя намерения Беларуси к близкой интеграции с Россией подписанием конкретных договоров и документов. Впрочем, именно сейчас ситуация сложилась не в пользу самопровозглашенного президента Беларуси ‒ и он таки капитулировал перед экспансионистскими намерениями России и ее руководства.

Россия же использовала Беларусь больше как геополитического и стратегического союзника, давно сформировав и протестировав на белорусском народе тезис о «братании» с россиянами. Восстановление «Союза 2.0» ‒ давняя мечта Владимира Путина, которую он пытается реализовать любым из возможных ему способов. И ключевой в этой истории должна стать взаимная интеграция 3 государств ‒ России, Беларуси и Украины. Впрочем, именно с нашим государством у Кремля не получилось «белорусского» сценария. И теперь Украина получила еще одну полноценную угрозу со стороны своей границы с Белоруссией ‒ а это более 1000 километров.

Какие же угрозы несет в себе полноценное объединение двух государств в новый союз для Украины?

Военная угроза

Прежде всего, Россия получила доступ к военным базам Беларуси и сможет свободно использовать их для собственных враждебных целей, угрожая не только Украине, но и западным государствам ‒ Польше, Литве, Латвии, Эстонии.

Западный ветер: Россия и Беларусь начали масштабные военные ученияДля Украины они опасны тем, что могут окончательно сформировать коалицию между Россией и Беларусью.

На днях закончились масштабные совместные военные учения «Запад-2021», в которых армии Беларуси и России отрабатывали в том числе и наступательные действия в отношении потенциальных врагов. А их, как уже можно догадаться, хватает ‒ это и государства-члены НАТО на западных границах с Беларусью, и, очевидно, враждебная для путинского и лукашенковского режимов Украина.

Руководство двух государств не скрывают своего враждебного отношения как к странам Запада, так и к Украине в публичной плоскости. Недавно на сайте КГБ Беларуси появилось совместное заявление директора Службы внешней разведки России Сергея Нарышкина и главы КГБ Беларуси Ивана Тертеля о совместной борьбе с государствами Запада против нового «Союзного государства».

Кроме того, самопровозглашенный президент Беларуси Александр Лукашенко во время проведения совместных с Россией военных учений заявил о намерениях разместить на белорусско-украинской границе российские зенитно-ракетные комплексы C-400.

А недавняя активизация белорусских пограничников свидетельствует о том, что со стороны Минска искусственная истерия относительно угроз со стороны Украины будет только углубляться.

Очевидно, Украина получила очередную угрозу национальной безопасности и должна действовать соответственно. Учитывая, что формат переговоров по возврату Донбасса, проходящий в Минске, который до недавнего времени позиционировал себя как «нейтральная площадка», больше не работает. И после определения нового формата и места для переговоров, давление со стороны Минска и Москвы в направлении границы с Украиной только усилится.

Экономическая угроза

Что касается экономических факторов, то в данном направлении также существует ряд угроз, которые Минск может использовать как давление на украинскую власть.

Беларусь снизит экспорт бензина в Украину больше, чем в пять разНормативный ежемесячный объем поставок БНК бензина А-95 в Украине составляет не менее 55 тысяч тонн. Но в июне поставят только 10 тысяч тонн.

Прежде всего, речь идет об энергетическом секторе ‒ продажа нефтепродуктов и поставки сжиженного газа. Беларусь в настоящее время является одним из региональных лидеров по переработке нефти, и украинские АЗС существенно зависят от поставок бензина и сжиженного газа со стороны северного соседа. Поэтому создание искусственных кризисов и дефицитов – будет больно бить по цене на бензин и газ на украинских заправках, а, следовательно, влиять на кошельки рядовых украинцев.

Еще один фактор ‒ покупка Украиной электроэнергии у Беларуси. Сейчас Национальная комиссия, осуществляющая госрегулирование в сфере энергетики и коммунальных услуг (НКРЕКП), запретила импорт в Украину российской и белорусской электроэнергии до 1 октября 2021 года. Однако во время пиковых нагрузок на украинскую электросеть наше государство уже пересматривало свое решение и отменяло решение о запрете импорта белорусской и российской электроэнергии.

Способна ли будет отечественная энергосистема самостоятельно справиться с новыми вызовами без угроз «веерных» отключений электроэнергии окончательно неизвестно. Впрочем, однозначно со стороны Беларуси и России данный экономический фактор будет дополнительной возможностью влиять на национальную безопасность Украины.

Геополитическая угроза

На самом деле, восстановление «Союза 2.0», а если смотреть правде в глаза, то постепенное поглощение Россией Беларуси – является еще одной стратегической победой режима Владимира Путина в геополитическом измерении. Особенно накануне выборов в Государственную думу федерального собрания 8-го созыва, которые состоятся уже в конце текущей недели.

Зеленский оценил степень угрозы для Украины от сближения РФ и БеларусиВ случае объединения эти страны могут интегрировать оборонное сотрудничество и оказывать серьезное давление на Украину сразу с нескольких сторон

Кроме того, других вариантов сохраниться у власти, чем заручиться поддержкой Кремля, у самопровозглашенного президента и диктатора Александра Лукашенко нет.

И если Украина уже длительное время имеет военное противостояние с Россией и подконтрольными ей сепаратистскими образованиями на восточных границах в Донецкой и Луганской областях, то страны ЕС, а речь идет непосредственно о Польше и странах Балтии, абсолютно точно лишились всяких иллюзий относительно когда-то возможного «буфера» в виде нейтральной Беларуси.

Еще один геополитический аспект, о котором долгое время говорят политологи, заключается в том, что создание нового «Союза 2.0» и надгосударственных органов – является новой возможностью для Владимира Путина легально сохранить и даже усилить свое политическое влияние и после окончания своей президентской каденции главы РФ.

Вероятно, что для реализации своей давней мечты нынешний лидер Кремля применит все возможные методы для расширения своего непосредственного влияния именно на Украину. Поэтому интеграция с Беларусью ‒ это активизация всех возможных и даже самых невероятных планов Кремля по захвату Украины в свою орбиту интересов. От влияния на внутреннюю политику, применения всего спектра террористических методов ‒ к открытому противостоянию и полномасштабной войне.

Александр Радчук, специально для «Слово и дело»

ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM

самое важное от «Слово и дело»
Поделиться: