Грузовое речное судоходство в Украине: стоит ли ожидать возрождения отрасли

Читати українською

Сезон арбузов в разгаре, но никто не отчитывается в правительстве о героических перевозках баржами вкусной ягоды из Херсона, как это было во времена премьерства Владимира Гройсмана. Правда, цены на арбузы в 2020 году выше, чем год назад. Тогда премьер заявил о «возрождении речных перевозок». «Слово и дело» предлагает посмотреть, произошел ли прорыв в отрасли, каков ее потенциал и что в свое время обещали политики относительно развития грузового речного судоходства в Украине.

Почему важно возрождать грузовое судоходство в стране? Потому что это гораздо дешевле, чем перевозить товары и грузы по железной дороге или фурами. К тому же «Укрзализныця» переживает не лучшие времена, в то время как автоперевозки дороже, а перегруженные фуры быстро разбивают новые и не очень украинские дороги.

Средняя речная баржа может за один раз перевезти 4 тыс. тонны груза. Для этого необходимо использовать 57 железнодорожных вагонов или 200 фур.

Когда-то реки Украины были полноводными, а грузовые баржи доставляли миллионы тонн товаров во все уголки страны. Первый искусственный канал, соединявший приток Припяти реку Пена с притоком Западного Буга реку Муховец (бассейн Вислы), построили еще в 1783 году и назвали Днепровско-Бугский судоходный канал.

В 1932 году построили Днепровское водохранилище и Днепровскую ГЭС, что обеспечило судоходство по Днепру, которое было ранее невозможным из-за гранитных порогов возле Запорожья. География речного сообщения бассейна Днепра охватывала Украину, Беларусь, Польшу, Германию. Протяженность речных судоходных путей бассейна составляла около 5 тыс. км. Столько же составляет общая длина речных судоходных путей в Украине.

В 1980-х годах речным транспортом перевозили более 50 млн тонн грузов, и эти показатели росли до 1991 года (60,2 тонн). После развала Советского Союза украинский речной флот пришел в упадок, суда порезали на металлолом или дешево распродали за границу. К тому же судоходные реки начали заростать илом и сейчас нуждаются в углублении дна.

Если в 1991 году пропускная способность Днепра составляла 70 млн тонн в год, то в 2020-м – 35 млн тонн в год. Но даже такое сокращение возможностей воспользоваться речным путем для перевозки грузов не используется на полную мощность.

В 2017 году по Днепру перевезли 3 млн 640 тыс. тонн грузов, в 2018-м – 3 млн 698 тыс. тонн, в 2019-м – почти 4 млн тонн. За первый квартал 2020 года успели перевезти только 543 тыс. тонн.

Сейчас в Украине, по большому счету, судоходным остается только Днепр, на котором расположено 24 грузовых порта и перегрузочных терминала, из которых 9 принадлежат предприятию «Нибулон».

Амбициозный план соединить Балтийское и Черное моря с помощью рек Польши, Беларуси и Украины еще с 2013 года вынашивали в Евросоюзе. На разработку проекта потратили около миллиона долларов, но сотрудничество не получило развития. В 2019 году Мининфраструктуры Украины инициировало конференцию по строительству международного водного пути Е-40, но польская сторона требовала строительства отдельного канала за пределами естественных рек. Украине нужно было углубить дно Днепра и улучшить пропускную способность Киевского водохранилища. Проект пока не реализуется.

Украинские чиновники в свое время также обещали восстановить водные пути для транспортировки грузов. Восемь лет назад премьер-министр Николай Азаров заявил, что задачей правительства является восстановление Днепра как мощной транспортной магистрали, что сделает возможным перевозки сыпучих грузов дешевым видом транспорта – речным. Он уверял, что в государственном бюджете на 2013 год будут заложены средства на расчистку русла Днепра, но провалил обещание.

Об углублении дна Днепра для нормальной работы торгового и туристического судоходства говорил и министр агрополитики Игорь Швайка в апреле 2014 года, но дело закончилось его увольнением через 8 месяцев.

Проект о развитии каботажного судоходства (между портами одного государства, без захода в иностранные порты,) обещал подать в 2015 году нардеп Борис Козырь, но так этого и не сделал.

Ранее «Слово и дело» писало, как работает весовой контроль на дорогах Украины и какие штрафы предусмотрены за перегрузки фур.

Также мы разбирались, какой экономический прогноз дал Кабмин на ближайшие три года, в частности, какой предполагается курс доллара и уровень ВВП.

Получайте оперативно самые важные новости и аналитику от «Слово и дело» в вашем VIBER-мессенджере.

Регулярну добірку актуальної перевіреної інформації від «Слово і діло» читайте в телеграм-каналі Pics&Maps.

ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM

самое важное от «Слово и дело»
Поделиться: