Почему в Украине дорожает топливо и какими будут цены?

Читати українською
Юрий Корольчукэксперт по энергетике

Пока это больше панический эффект из-за заявлений РФ по экспорту нефтепродуктов. Плюс добавилась техническая проблема в Беларуси, нефть пошла с большим составом хлористых веществ. Соответственно, это имеет такой эффект – цены выросли.

Такое мнение в комментарии «Слову и Делу» выразил член наблюдательного совета Института энергетических стратегий Юрий Корольчук.

По его словам, запрета на экспорт нефти в Украину никакого нет. Просто раньше лицензии выдавала таможенная служба РФ, а теперь будет Минэкономразвития. Однако проблема глубже.

«У РФ есть огромная внутренняя проблема, которая давно на повестке дня. Когда РФ поставляет нефть в страны, в том числе Украину, то возникает бизнес-интерес компаний в первую очередь обеспечить импортные поставки и заработать на этом деньги. Там цена выше. Соответственно, возникает определенный перекос баланса. Например, когда случается какой-то внеплановый ремонт завода или что-то произошло, как следствие, сразу возникает дефицит на рынке», – отметил Корольчук.

В таком случае сразу растут цены, все начинают говорить о проблемах с нефтепродуктами, подчеркнул он.

Как изменилась цена на автомобильное топливо в 2014-2018 годахЦена на бензин А-95, дизель и автомобильный газ выросла более чем в два раза в Украине за четыре года.

То есть РФ нужно балансировать свой рынок, контролировать своих экспортеров, чтобы они в первую очередь думали о внутреннем потребителе. К тому же накладывается общая политика РФ – минимизация отношений с Украиной, уточнил эксперт.

«В том числе РФ переориентирует своих экспортеров на другие рынки, кроме Украины. Это рынки Китая, Турции, некоторых стран ЕС. Как следствие, украинский рынок будет стоять. Это вызывает кризис, который может проявиться в любой момент, независимо от того, кто будет президентом», – пояснил он.

По его словам, будет возникать проблема, когда в первую очередь будут идти поставки в другие страны, уже даже с политической точки зрения. Например, РФ хочет развивать лучшие отношения с Турцией, и тогда прежде всего они будут обеспечивать экспортные поставки туда.

«У нас может возникать дефицит. Например, Украина хочет купить миллион тонн, а в РФ говорят, что такого объема для вас нет, есть 500 тысяч тонн. Украина будет искать дальше остаток, но на рынке все всех знают. И когда мы обратимся уже к Польше и Литве, они будут знать, что в Украине дефицит. Соответственно, поставят высокую цену», – акцентировал Корольчук.

Это проблема отношений РФ и Украины, не стоит сводить это к нефтяным санкциям России или еще к чему-то ситуативному. Если нам даже удастся заместить поставки, то это будет по более высокой цене, соответственно, цена на бензин будет выше, добавил он.

«Сейчас, конечно, нефть немного выросла в цене, но это не тот рост, который должен отразиться на Украине. Нынешние цены –это в большей степени панический эффект. Однако, если ситуация с поставками из РФ будет ухудшаться, а из 8 млн тонн 6 млн тонн именно российские нефтепродукты, то эффект будет негативный», – отметил специалист.

Кроме того, мы импортируем 8 млн тонн, из которых 2 млн тонн – критический импорт. Если он выпадает, а Россия нам дает почти 3 млн тонн, этот объем будет трудно заменить, уточнил он.

«На это уйдет где-то полгода, чтобы договориться на стабильных условиях, а не выкупать остатки объемов и повышать цену автоматически на рынке. Это опасно, потому что мы зависимы», – констатировал энергетик.

Он также добавил, что безотносительно к Зеленскому Коломойский сейчас может оказаться в выгодной ситуации, потому что импортирует нефть не только из РФ.

«Он может усилить свои позиции. Когда вырастет цена на импортный ресурс, люди автоматически на первый период перейдут на более дешевый ресурс. Он дешевле на АЗС, контролируемых «Укрнафтой». Качество топлива – другой вопрос», – подчеркнул эксперт.

По его словам, цены на дизельное топливо, если будет критическая ситуация, например, прекратят поставки, могут вырасти до 32 грн, бензин вырастет в диапазоне 33-35 грн, по газу тоже коридор в 3 грн.

«Фактически, коридор в 3 грн роста по всему топливу. Это на случай критической ситуации. Сейчас оснований нет. Нынешние цены на АЗС на топливо – результат панических настроений», – резюмировал Юрий Корольчук.

Как изменилась цена на автомобильное топливо в 2014-2018 годах – на инфографике.

Получайте оперативно самые важные новости и аналитику от «Слово и дело» в вашем VIBER-мессенджере.

ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM

самое важное от «Слово и дело»
Поделиться: