Конец года проходит при ощутимом доминировании в информационном пространстве Санта Клауса и Владимира Зеленского. Первое обстоятельство характеризует степень православной вовлеченности страны, на которую спускается благодать томоса. Второе – очень символичная реакция на удивительные достижения украинской политики.
История про Зеленского-президента имеет мало непосредственного отношения к самому артисту, она про других кандидатов. Их качество настолько сомнительно, что поиск чего-то более привлекательного вышел далеко за границы собственно политического в зону околополитического, где «Квартал 95» обретается всегда, с самого своего начала. Политика – просто раздолье для шуток и откровенных издевательств, у нас в стране особенно, и фабрика юмора для народа, созданная Зеленским, производит соответствующий продукт на конвейерной основе и в промышленных масштабах. Не только производит, но и прекрасно умеет его продавать, то есть делает все просто, доходчиво и для основной массы смешно.
Уже по этим параметрам профессиональный комик дает фору профессиональным политикам: его заказчик, а это массовый зритель, он же и избиратель, рад и доволен. От Вовы и от «Квартала» ждут позитивных эмоций, от них получают позитивные эмоции. Один из регулярно применяемых на концертах приемов – финальная душещипательная песня на тему наших общих переживаний о Родине, которая убедительно внушает: эти ребята разделяют с простыми людьми их боли и радости, они – такие, как мы.
Вот это украинским политикам не дается вообще, они, наоборот, всячески демонстрируют свой непростой, особый статус, а за эмпатию у них отвечают специальные люди, которые напишут дежурные слова в дежурную речь. Может, кто-то и искренне сопереживает народу, но, как собака, выразить это публично не может. Обратная реакция соответствующая: в лучшем случае никакая, в самом распространенном – усиление общественного недоверия к лживым, неискренним тварям, неспособным к человеческим чувствам в принципе, и в частности даже когда от этого критически зависит электоральный результат.
Поэтому Владимир Зеленский на второй позиции в предвыборном рейтинге и у всех на устах выдает не горячее желание заметной части избирателей видеть его президентом, а острый дефицит в политике людей, обладающих качествами, которые легко, естественно демонстрирует Зеленский. Да, он прекрасно умеет работать с аудиторией, он не только задушевно говорит с публикой, а глубоко понимает необходимость постоянного разговора. Конечно, это его хлеб, но ведь и у политиков это должно быть хлебом, однако же нет.
Проблема Зеленского-кандидата заключается в том, что хотят не его, а такого, как он. Конечно, звезду любят, и свидетельств этой любви предостаточно, что позволяет артисту поддерживать высокую самооценку, но любят в нынешней ипостаси насмешника, своего парня, прекрасно работает и образ «слуги народа» Голобородько. А что такое политик Зеленский, вынужденный действовать в обстоятельствах непредсказуемого сценария, не прописанного специально под главного героя, и неподвластного кастинга, не знает и он сам, не то что другие.
Так что на вопрос, сумеет ли политик-неофит привнести в украинскую политику новое качество и поднять высокую волну настоящего обновления, ответа не существует. Зато очевидно, что его участие, пока даже теоретическое, обнажает убогость ветеранов политической сцены, привычных до мозолей на глазах и на ушах и уже не способных вызвать энтузиазм за пределами очень узкого круга сторонников. Это уже сама по себе далеко не бесполезная миссия Зеленского в нынешней по многим параметрам уникальной кампании. И на том спасибо.
Леонид Швец, специально для «Слова и Дела»
Получайте оперативно самые важные новости и аналитику от «Слово и дело» в вашем VIBER-мессенджере.
ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM
самое важное от «Слово и дело»