«Падение третьего Рима»: что означает автокефалия для Украины и РФ

Читати українською
Валерий Дымовполитолог

Автокефалия – самостоятельность по определению. Мы получаем независимую церковь, которая самостоятельно выбирает предстоятеля, ни с кем его не согласовывает, не ездит в Москву, как это было с 1686 года. Именно тогда Москва узурпировала право быть главной, сделав это фактически самозванно.

Об этом в комментарии «Слову и Делу» рассказал политолог Валерий Дымов, оценивая предстоящее проведение Объединительного собора 15 декабря.

«Для Москвы это очень болезненное событие, поскольку претензии на то, что она является православной цивилизацией, вошли в каноны такого рода восприятия», – отметил Дымов.

По его словам, если принять во внимание работы классиков о локальных цивилизациях, работу Хантингтона «Столкновение цивилизаций», где говорится о том, что будущие конфликты будут не между нациями, а между цивилизациями, то это все позволяло Москве говорить о том, что она является отдельной цивилизацией.

«И когда говорили о православной цивилизации, то имели в виду не Грецию, которая является изначально православной, Румынию, Сербию, Грузию, а имели ввиду РФ. Сейчас так называемая история о том, что «Москва – третий Рим», подходит к концу. Под нее подстраивались доктрины середины XIX века, современная имперская шовинистическая политика. Все это позволяло РФ вмешиваться в истории других народов, но этому будет положен конец», – пояснил он.

Поэтому Путин быстро собирает Совбез и рассказывает, что православие пытаются разобрать, не зная, наверное, что уже существует 14 поместных православных церквей, добавил политолог.

В какие церкви ходят украинцы: как менялись религиозные предпочтения населения за последние пять летБольшинство украинцев еще не определились с вопросом, кто мог бы возглавить поместную церковь в Украине, хотя 54 процента выступают за автокефалию.

В Кремле сейчас серьезно опасаются, потому как в тот час, когда в Украину возвращается центр Киевской митрополии, вся их самозванная история станет явной, уточнил он.

Церковь, которая со времен Петра стала орудием российского имперского шовинизма, перестанет быть таким орудием для Кремля, а Украина усилит свое влияние в православном мире. Это касается не только тех, кто исповедует православие. Автокефалию поддерживают в Украинской греко-католической церкви, крымские татары, простые граждане, даже те, кто не считает себя воцерковленным, подчеркнул эксперт.

«Конечно, Москва будет вмешиваться. Они всегда это делали. И в 2008 году, и во времена Владимира, и когда предавали анафеме Макария и Филарета», – напомнил он.

Поэтому сейчас, особенно в условиях военного положения, те политики, которые называют себя украинскими и делают разные заявления, должны помнить, что они разжигают религиозную вражду и подпадают под статью УК. В условиях, когда война стала очевидной для всех, эта статья УК должна быть орудием правоохранительных органов, чтобы не позволять сеять межрегиональную, межконфессиональную вражду и раздор, акцентировал специалист.

По его словам, в МП сознательно делали шаги, направленные на срыв Собора, собирали заявления и обращения к Варфоломею о том, что они против автокефалии. Это сразу показывает, что это не украинская церковь.

«Где есть такая церковь, которая считает себя то ли украинский, то ли македонской, болгарской, любой и не хочет получить автокефалию? Очевидно, что это филиал российской церкви в Украине. Именно так они должны называться после того, как Украина получит томос и будет строить поместную церковь», – констатировал он.

Москва не будет мириться с этим и будет делать все, чтобы сорвать этот процесс, строительство церкви, добавил политолог.

Однако если мы посмотрим на ситуацию с самого начала, то в Кремле говорили, что это тщетные попытки, что ничего не получится, потом говорили, что это будет экзархат, а сегодня они уже понимают, что это неизбежно, и ищут способы, как сорвать процесс, отметил он.

«У нас война. И религиозный фронт крайне важен для российской государственности. Церковь была и есть краеугольным камнем формирования российской империи, и орудием, чтобы эту имперскость внедрять на территориях порабощенных народов. Эта история подходит к концу. Иными словами, кому пролог, а кому – эпилог. Эпилог – российской империи, пролог – для украинской субъектности, церкви и государства». – резюмировал Валерий Дымов.

Как менялась религиозная приверженность населения за последние пять лет – по ссылке.

Получайте оперативно самые важные новости и аналитику от «Слово и дело» в вашем VIBER-мессенджере.

ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM

самое важное от «Слово и дело»
Поделиться: