Кибератаки и их жертвы: новые фронты гибридной войны

Читати українською
Александр Радчукполитолог

За последние годы информационные противостояния на разных уровнях сложности усилились. Яркий пример — последние президентские выборы в США, расследование перипетий которых до сих пор ведет ФБР. Кибератаки стали самым современным оружием новых гибридных войн в мире.

Такое мнение в эксклюзивном материале«Феномен цифровых диверсий. Как украинцам защититься от атак киберпреступников?» специально для «Слова и Дела» высказал политический эксперт Александр Радчук.

«Сила информационных войн заключается в использовании мировоззренческих слабостей человека, в первую очередь, его склонности доверять разнообразной информации и природной лени убедиться в надежности источника распространения сообщений», - подчеркнул особенность информационных войн политолог.

В Украине же, отметил он, Кремль испытывает значительно более мощное информационное оружие.

«Кроме создания фейковых новостей, спецслужбы РФ пытаются создать искусственную социальную напряженность путем использования разнообразных методов – от кибермошенничества до воздействия через соцсети», - уточнил эксперт.

Противодействовать таким вызовам, на его взгляд, должны были бы одновременно четыре ведомства - Министерство внутренних дел, Минобразования, Министерство информации и СБУ. Для этого стоило бы создать совместный координационный центр.

Недавно, рассказывает эксперт, в Украине возникла тема так называемых «синих китов» - специальных групп в российской соцсети «Вконтакте», в которых подростков с помощью манипулятивной игры доводят до самоубийства, что весьма успешно используют в своих целях так называемые «кураторы» подобных «групп смерти».

НАТО расширяет сферу деятельности на киберпространствоВ случае кибератаки на любую страну НАТО может быть применена статья, согласно которой нападение на одного члена альянса является нападением на всех.

Тем не менее, в правоохранительных органах говорят, что выявлять и наказывать такие преступления непросто, ведь даже после обнаружения местонахождения правонарушителя доказать его вину в суде сложно.

Еще одним видом разрушения доверия в обществе, по его словам, стало увеличение случаев кибермошенничеств.

«Самые распространенные случаи – получение у граждан под разными предлогами информации об их банковских карточках либо манипулятивные сообщения о фейковых угрозах жизни или здоровью близких и родственников», - говорит Радчук.

«По информации межбанковской системы обмена информацией о платежном мошенничестве «Exchange-Online», за 2016 год сумма снятых мошенниками с платежных карт граждан денег, по сравнению с 2015 годом, выросла в 4 раза – с 84,36 млн грн до 339,13 млн грн», - уточнил специалист.

Этот вид хакерских преступлений, объясняет эксперт, также расследовать крайне сложно: мошенники выводят деньги на счета платежных систем, серверы которых зачастую находятся за пределами Украины, а граждане не заявляют в полицию о преступлениях.

Реагировать на все угрозы невозможно, но, по крайней мере, уменьшить их масштабы вполне реально. Кроме слаженных действий правоохранителей, есть вопросы к Минобразованию и Мининформполитики.

«Тем не менее, на данном этапе единственный метод борьбы с разного рода кибервлияниями, который придумали в правительстве, — запретить «Одноклассники», «Вконтакте» и ряд пропагандистских сайтов», - резюмировал Александр Радчук.

Подробнее читайте в материале «Феномен цифровых диверсий. Как украинцам защититься от атак киберпреступников?»

ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM

самое важное от «Слово и дело»
Поделиться: