Закон о Конституционном суде и назначение Счетной палаты. Над чем на этой неделе будет работать Рада

Читати українською
Обзор законопроектов текущей пленарной недели Верховной Рады Украины от специалистов аналитической группы Левиафан.

Так уж случилось, что эта неделя в Верховной Раде может стать днем ​​назначений. Если Олег Ляшко не заблокирует трибуну, то должны быть рассмотрены два постановления о назначении членов Счетной палаты и об определении представителя Верховной Рады Украины в состав Комиссии по вопросам высшего корпуса государственной службы.

Имена кандидатов в Счетную палату находятся за семью печатями, а вот в состав Комиссии по вопросам высшего корпуса государственной службы парламент предлагает назначить Ярослава Василькевича - руководителя Секретариата Конституционного суда Украины. Это довольно логичный шаг, ведь господин Василькевич имеет большой опыт государственной службы, и довольно долгое время работал руководителем секретариата комитета по вопросам законодательного обеспечения правоохранительной деятельности.

Инициативы Президента

Петр Порошенко внес в Раду и определил как первоочередные два законопроекта. Первый законопроект «О внесении изменений в Хозяйственный процессуальный кодекс Украины, Гражданский процессуальный кодекс Украины, Кодекс административного судопроизводства Украины и другие законодательные акты», №6232, он является системным и призван изменить процессуальное законодательство.

Проект предусматривает ряд изменений, направленных на обеспечение таких принципов судопроизводства, как состязательность, диспозитивность и пропорциональность. Подавляющее большинство процессуальных полномочий суда пересмотрена исходя из принципа выполнения судом в гражданском и хозяйственном процессах исключительно роли арбитра, а не следователя. Доказательства, включая выводы экспертов, представляются сторонами; суд истребует доказательства и назначает экспертизу только в определенных законом случаях.

С учетом принципа диспозитивности сторонам предоставляется свобода на любой стадии судебного процесса отказаться от иска или заключить мировое соглашение, предмет которой к тому же (в отличие от действующих правил) может выходить за пределы предмета спора, если это не нарушает требования закона и права третьих человек. Согласно новым правилам юрисдикции и подсудности, юрисдикция между общими, хозяйственными и административными судами разграничивается в зависимости, в первую очередь, от предмета спора, а не субъектного состава сторон.

С целью предупреждения юрисдикционных споров и «дублирование» гражданских, хозяйственных, административных дел вводится понятие «производных требований», которые в отдельных случаях могут быть объединены с основными даже если по отдельности они должны рассматриваться по разным правилам судопроизводства. Также в кодексы включен ряд механизмов, которые должны предотвращать манипуляции с определением подсудности и многое другое.

Второй президентский законопроект «О внесении изменения в статью 540 Таможенного кодекса Украины относительно принудительного исполнения постановления органа доходов и сборов или суда о наложении штрафа», №6233.

Законопроектом закрепляется, что постановление органа доходов и сборов или суда (судьи) о наложении штрафа вносится этим органом или судом в Единый государственный реестр исполнительных документов в случае если штраф не будет уплачен в установленные сроки.

Конституционный суд назначил временного главуВ Конституционном суде Украины определились с новым временным председателем, который займет кресло Юрия Баулина.

Соответствующее постановление не позднее следующего рабочего дня предъявляется в порядке, установленном Законом Украины «Об исполнительном производстве», к выполнению органа государственной исполнительной службы по месту жительства или работы нарушителя или по местонахождению его имущества.

Оба проекта имеют комплексный характер регулирования и достаточно содержательными и полезными. Но поддержит их Верховная Рада Украины в сегодняшних условиях остается.

Конституционный суд

Верховная Рада во втором чтении рассмотрит проект закона «О Конституционном Суде Украины». Проект предусматривает создание на законодательном уровне условий для реализации права на конституционную жалобу - нового введенного Конституцией Украины дополнительного национального средства юридической защиты прав личности, которая считает, что примененный в конечном судебном решении в ее деле закон Украины противоречит Конституции Украины. Детальный анализ указанного законопроекта можно найти в публикации от 17 января.

Бюджетная политика

Госбюджет Украины перевыполнен по доходам на 14%Госбюджет за период с января по март получил 179,933 млрд гривен доходов, что на 13,8% превысило бюджетную роспись.

Ко второму чтению подготовлен принятый 20 сентября 2016 года законопроект «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Украины (относительно добровольного присоединения территориальных общин)», № 4773. При подготовке документа ко 2-му чтению в профильный комитет поступило 7 предложений от народных избранников с соответствующими поправками к проекту. Из них 5 учтено, а 2 – отклонены. Основной идеей законопроекта предлагается определить, что право на переход на прямые трансферты из государственного бюджета, кроме определенных пока городов областного значения, районных бюджетов и бюджетов, объединенных в соответствии с перспективным планом общин, получат также объединенные и признанные в установленном порядке способные территориальные общины. Достичь этой цели предлагается путем внесения соответствующих изменений в Бюджетный кодекс.

Финансовый сектор

В финансовой сфере предлагается принять проекты законов Украины О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно усовершенствования защиты прав потребителей финансовых услуг г. № 2456-д и О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины (относительно регулируемых рынков и деривативов) № 3498. Подробнее смотрите обзор от 14 марта.

Международное сотрудничество

Украина ратифицировала зону свободной торговли с КанадойСоглашение вступит в силу в первый день второго месяца после получения последней из сторон уведомления о завершении выполнения процедур.

Следует все же отдать должное работе правительства. Вторую неделю подряд Украина ратифицирует международные соглашения, направленные на улучшение движения капиталов между Украиной и более экономически развитыми странами. Если на прошлой неделе было ратифицировано соглашение о сотрудничестве с Канадой, то в эту среду парламент будет ратифицировать Соглашение между Кабинетом министров и правительством Королевства Норвегия о техническом и финансовом сотрудничестве №0127. В соответствии с Соглашением Украина гарантирует свободное и беспрепятственное движение товаров и услуг необходимый для реализации программ/проектов технической и/или финансовой помощи, которые реализуются в Украине и финансируются полностью или частично за счетн норвежской стороны. Привлечение любых инвестиций - это всегда хорошо. По нашему мнению, правительство Норвегии будет готово инвестировать в украинскую газодобывающую сферу и аграрно-промышленный сектор, которые сейчас являются наиболее привлекательными секторами украинской экономики. Вот только есть один риск, что под статью беспошлинного ввоза на таможенную территорию Украины товаров, которые необходимы для реализации таких проектов, в страну будет ввезено гораздо больше чем требуется самим проектом)

Газовый сектор

Гройсман просит пересмотреть решение НКРЭКУ о введении абонплаты за газРешение о введении абонплаты может обернуться ростом платежей за газ для различных категорий украинских потребителей, что является недопустимым.

8 мая 2015 года вступил в силу Закон Украины «О рынке природного газа», которым установлен запрет использовать газораспределительные системы, владельцем которых является государство, на праве хозяйственного ведения. В то же время были прописаны механизмы, каким образом государство должно урегулировать ситуацию, когда ГРС находится в оперативном ведении облгазов. Сейчас Кабмин проектом закона о внесении изменений в некоторые законы Украины (относительно обеспечения использования газораспределительных систем)№5558 предлагает урегулировать вопрос передачи газораспределительные системы оператору газораспределительной системы на основании договора аренды. С одной стороны это сможет уменьшить доходы облгазов, а с другой –операторы ГРС вынуждены будут обратиться к НКРЕКП с просьбой учета расходов на аренду ГРС в формуле коммунальных платежей, следовательно ждем очередное повышение.

Проект закона о внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно их приведения в соответствие с Законом Украины «О рынке природного газа» реестр. №5289 судя по пояснительной записке разрабатывался непосредственно Кабмином, а депутат Лопушанский просто выступил неким «добрым самаритянином», который помог правительству его подать чтобы не проводить всех процедур. Законопроектом предлагается помимо прочего:

  • изменения, связанные с обеспечением перехода от понятия «гарантированный поставщик» к понятию «поставщик природного газа со специальными обязанностями», а также внесение необходимых изменений по расчетам теплогенерирующих и теплоснабжающих организаций за потребленный природный газ;

  • в Законе Украины «О функционировании топливно-энергетического комплекса в особый период» – включить положения по учету предписаний Закона Украины «О рынке природного газа» при урегулировании отношений, связанных с функционированием топливно-энергетического комплекса в особый период и с реагированием на кризисную ситуацию с поступлением природного газа, предусмотреть распространение действия указанного закона на отношения по осуществлению распределения природного газа;

  • в Законе Украины «Об обеспечении коммерческого учета природного газа» – перенести срок установки счетчиков газа для приготовления пищи на 1 октября 2017 (ранее предлагалось дождаться 1 января 2018) ужесточить санкции за неустановления счетчиков ответственными субъектами;

  • предусмотреть возможность утверждения лицензионных условий уполномоченным законом государственным коллегиальным органом (Регулятор) согласовать виды деятельности, подлежащие лицензированию с положениями Закона Украины «О рынке природного газа», установить 1-месячный переходный период для переоформления лицензии с даты утверждения лицензионных условий;

  • в Законе Украины «О рынке природного газа» – установить обязанность оператора газораспределительной системы открывать в счетах уполномоченных банков текущие счета со специальным режимом использования для зачисления средств, поступающих в качестве платы за услуги по распределению природного газа;

Такие системные изменения возможно и являются целесообразными, но обращаем внимание, что, расходы, которые понесут согласно этому проекту Закона облгазы будут компенсирует с карманов простых граждан за счет включения этих расходов в тариф.

Энергетика

22 сентября 2016 года в первом чтении голосами 237 народных избранников был поддержан правительственный законопроект «О рынке электрической энергии Украины», №4493. Прежде всего может показаться, что данный документ должен стать базовым в сфере электроэнергетики, но это не совсем так. И такая ситуация возникает потому, что определенная авторами название проекта не совсем корректно и не верно раскрывает его суть, что свидетельствует, как о не лучшем уровне юридической техники, так и о несоблюдении принципа правовой определенности. Ведь проектом предусматривается внесение изменений в ряд действующих законопроектов, среди которых Хозяйственный кодекс, Законы «О естественных монополиях», «Об альтернативных источниках энергии», «О комбинированном производстве тепловой и электрической энергии (когенерации) и использовании сбросного энергопотенциала» и ряд других законодательных актов.

Основная цель проекта ориентирована на обеспечение надежного и безопасного снабжения электроэнергии потребителям, с ориентацией на минимизацию затрат на услуги поставки электрической энергии, путем определения на законодательном уровне организационной структуры и принципов функционирования рынка электрической энергии, основных принципов и предпосылок его реформирования. Законопроект предусматривает организацию рынка электрической энергии из следующих составляющих: двусторонние договоры; рынок «на сутки вперед»; внутреннесуточный рынок; балансирующий рынок; рынок вспомогательных услуг; розничный рынок. Кроме того, законопроект также дополняет перечень участников рынка новым участником – трейдером (то есть посредником), которым может быть любой субъект хозяйствования, осуществляющий покупку электрической энергии исключительно с целью ее перепродажи, кроме продажи потребителю. Трейдеры будут осуществлять куплю-продажу электрической энергии по двусторонним договорам или на рынке «на сутки вперед» или внутреннесуточном рынке. Законопроект предусматривает полное выполнение требований III-го энергетического пакета ЕС об отделении деятельности по распределению и передаче электрической энергии от других видов деятельности, является условием для введения экономической конкуренции на рынке электроэнергии.

Однако, ложка дегтя все же имеет место быть. Во-первых, в сопроводительных документах к законопроекту почему-то нет ни слова о поправке, которая выводит ГП «НЭК «Укрэнерго» из объектов, не подлежащих приватизации (в случае ее прохождения, управление может быть корпоратизированным). Также, вызывает огорчение тот факт, что на момент написания данного материала на официальном сайте парламента отсутствует информация о подготовленной ко второму чтению редакцию проекта, а потому остается только догадываться какие поправки в него вносились и какие из них были учтены, а какие отклонены, и в конце концов, в каком конечном итоге документ будет внесен в сессионный зал.

Правоохранительный блок

Почти год назад Верховная Рада рассматривала в первом чтении проект Закона о частной детективной (розыскной) деятельности (№3726), авторства народных депутатов – членов правоохранительного комитета ВРУ. Проект является ничем иным как немного переделанным проектом закона о детективной деятельности, который бродит по Верховной Раде еще с шестого созыва, проект имеет легкий лоббистский оттенок, призванный ввести в правовую систему Украины понятие частной детективной деятельности и закрепить правила игры для частных детективов. Предусматривает достаточно широкие права для частных детективов, использование ряда спецсредств и оружия не летального действия.

Также парламент во втором чтении рассмотрит правительственный законопроект «О внесении изменений в статью 72 Уголовного кодекса Украины относительно усовершенствования порядка зачисления срока предварительного заключения», №5259. Законопроект является своего рода реакцией на знаменитый «закон Савченко», который вызвал так много шума. Детальное его анализ предлагается в публикации от 21 февраля.  

Здравоохранение

Парламент рассмотрит во втором чтении проект закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно усовершенствования законодательства по вопросам охраны здоровья»,№2309-д. Среди основных положений законопроекта стоит выделить следующие:

  • уточнены особенности организационно-правового статуса учреждений здравоохранения, их классификация, требования к учредительным документам и управления; установлен упрощенный порядок реорганизации учреждений здравоохранения – государственных и коммунальных учреждений в казенные предприятия и коммунальные некоммерческие предприятия, в частности порядок переоформления лицензий, иных разрешительных документов;

  • урегулированы особенности заключения трудовых контрактов с руководителями учреждений здравоохранения;

  • уточнена существующая гарантия, что средства не использованные заведением здравоохранения (кроме государственных и коммунальных учреждений) в текущем году, не будут извлекаться, и могут использоваться таким заведением на финансирование его деятельности (в частности, на обновление материально-технической базы).

И снова о старом

В анонсированном проекте повестки дня пленарной сессии парламента в очередной раз упоминаются многострадальные законопроекты, которые перемещаются уже не только с одной повестки дня пленарных недель в другой, а уже и между сессиями. Вот только не совсем понятно в чем кроется основополагающие причины затягивания постановки документов на голосование: отчаянный саботаж; низкое качество подготовки исходного текста законопроектов; или невинная неорганизованность народных избранников?

Впрочем, это далеко не взаимоисключающие предположения... Но, как говорится, имеем то, что имеем. А имеем мы два принципиально важных законопроекта, которые не поставлены на голосование на прошлой неделе и вряд ли будут проголосованы на этой. Речь идет о законопроектах:

  • №4941 «Об энергетической эффективности зданий». Авторы законодательной инициативы предлагают более экономно относиться к потреблению энергоносителей и коммунальных услуг, а потому предлагают провести определенную стандартизацию. Языком законопроекта, для объектов строительства и существующих зданий предполагается сертификация энергоэффективности с целью определения фактических ее показателей, проведения оценки соответствия указанных показателей установленным минимальным требованиям, разработка рекомендаций по повышению ее уровня. На практике это будет означать дополнительные расходы владельцев зданий и помещений на финансирование данных мероприятий. Вместе с тем документ предусматривает и механизмы привлечения средств на внедрение энергоэффективных решений. В частности, для этого образуется Фонд энергоэффективности. Напомним, первый раз данный документ в сессионный зал Рады вносился еще 18 октября 2016 года.

  • №1581-д «О жилищно-коммунальных услугах». Как уже неоднократно отмечалось, данный документ в большей степени, чем действующий базовый Закон, раскрывает понятие, содержание, приводит характеристики жилищно-коммунальных услуг, нормирует отношения возникающие в процессе их оказания и потребления, разграничивает права, обязанности и ответственность участников хозяйственных отношений, а также вводит их коммерческий учет. Среди основных новелл проекта: автономное теплоснабжение (касается домов, оснащенных собственными системами отопления), коммерческий учет (касается случаев, когда применяются коллективные узлы учета общих потребленных услуг с последующим определением конкретного размера полученной услуги соответствующим потребителем, исходя из показателей индивидуальных счетчиков или норм потребления), принципиальное изменение механизма ценообразования услуг. Законопроект был разработан и зарегистрирован группой народных депутатов еще в конце 2015 года, а в повестку дня впервые включен 27 января 2016 года.

Николай Мельник, Сергей Назаренко, Александр Григоренко, Валентин Гладких, аналитическая группа «Левиафан»

ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM

самое важное от «Слово и дело»
Поделиться: